Усиление активности пиратов в зоне Аденского залива: новый вызов мировому сообществу?

21.04.10
Эксклюзив

Усиление активности пиратов в зоне Аденского залива: новый вызов мировому сообществу?

Эксперты МГИМО: *Пискунова Наталья Игоревна, к.полит.н.

В марте—апреле 2010 года четко обозначилась тенденция усиления активности пиратов в зоне Аденского залива. Это проявилось как в увеличении количества нападений и захватов судов и их экипажей, так и в расширении территориальной зоны нападений пиратов. Если в октябре—ноябре 2009 года территориальная зона возможных нападений пиратов была ограничена 165 морскими милями (287 км) от побережья Сомали, то в марте—апреле нападения совершались в 1100 морских милях (2037 км) от побережья Сомали, и в 500 морских милях (926 км) от побережья Индии. Ежегодно через Аденский залив следуют курсами более 30 000 судов.

Кроме того, была выявлена географическая зона на территории бывшего государства Сомали, в которой расположены основные порты, склады боеприпасов и поселения пиратов, совершающих нападения на суда. Практически все суда, захваченные в результате атак, были буксированы пиратами в порты Гарадер и Гаракад, расположенные на  юго-западном побережье Сомали.

По полученной информации, в марте—апреле 2010 года были совершены попытки вооруженного захвата 10 судов, из них только 4 удалось отразить. Необходимо отметить, что данная информация доступна только в отношении судов, которые прошли процедуру регистрации судов в службе ЕС по патрулированию зоны Аденского залива. Информация о судах, не зарегистрированных в EU NAVFOR, и захваченных пиратами, отсутствует.

В марте—апреле 2010 года были захвачены:

  1. Корабль «Al Nisr Al Saudi», направлявшийся в Джидду (в составе экипажа корабля 14 человек, корабль принадлежит греческой компании, национальность членов экипажа не уточняется)[1].
  2. Корабль UBT Ocean, перевозивший топливо, принадлежащий норвежской компании Broevigtank, был захвачен пиратами по пути следования в порт Дар-эс-Салам, Танзания. По словам директора компании, капитан танкера вышел на связь с директором по техническим вопросам и сообщил о захвате танкера. После этого связь с танкером была потеряна, однако в компании заявляют, что местонахождение танкера известно. По информации компании-владельца танкера, в составе экипажа танкера 21 человек, о ранениях не сообщается[2].
  3. Принадлежащее Турции судно MV Frigia, шедшее под флагом Мальты, было захвачено в Аденском заливе по пути следования из  Порт-Саид (Египет) в Каочианг (Таиланд). В составе экипажа захваченного судна находится 21 человек, из них 2 граждан Украины, 19 граждан Турции[3].
  4. Принадлежащее Виргинским островам грузовое судно MV Talca, шедшее под флагом Бермудских островов. До захвата судно следовало из порта Сохна (Египет) в порт Бушейр (Иран). В составе экипажа захваченного судна 25 человек, из них 23 граждан Шри-Ланки, 1 — Филиппин, 1 — Сирии[4].
  5. Нефтяной танкер Samho Dream, принадлежащий Южной Корее, был захвачен пиратами в 600 морских милях (1111 км) к северу от побережья Сомали, 300 морских миль (556 км) за пределами зоны, патрулируемой миссией ЕС. Корабль Samho Dream, измещением 300 000 тонн, направлялся из Ирака в США. На борту корабля 24 человека, из них 19 граждан Филиппин, 5 граждан Южной Кореи. Владелец корабля, американская компания Valero Energy Corp., отказалась от подробных комментариев по поводу захвата корабля. По предварительным данным, в танкере может содержаться до 2 млн баррелей нефти общей стоимостью до 170 млн долларов США[5].
  6. Корабль Yasin C, принадлежащий Турции, направлявшийся в кенийский порт Момбаса, была захвачен в 290 морских милях (450 км) от порта назначения. В составе экипажа корабля — 25 человек, все являются гражданами Турции[6]. Атака была совершена после успешной операции ВМС США и Омана в северной части Индийского океана по освобождению экипажа индийского торгового судна.

В марте 2010 года пираты отпустили из плена 2 корабля за выкуп, размер которого в международных информационных агентствах не сообщается. В апреле 2010 года (на момент публикации) ни один корабль не был выпущен из плена.

Действия международного сообщества по противодействию пиратству в районе Африканского Рога в марте—апреле 2010 года заключались в проведении нескольких успешных спасательных операций в отношении судов, подвергшихся нападению со стороны пиратов.

28 человек, подозреваемых в совершении пиратских нападений, были захвачены в ходе вооруженного конфликта в зоне Аденского залива[7]. По информации European Union Naval Force, корабль пиратов в сопровождении 2 лодок предпринял несколько попыток нападений на рыболовные суда в южной части Индийского океана и был захвачен командой французского корабля по пути из района Сейшельских островов в порт Момбаса, Кения[8]. Французский военный корабль FS Nivose выслал вертолет с командой на корабль пиратов, после высадки команды пираты и корабль были захвачены[9]. Со второй пиратской лодки было осуществлено повторное нападение на рыболовные суда в той же акватории, однако в результате преследования и обстрела пиратов лодка и корабль были потоплены, 11 человек, подозреваемых в пиратских нападениях, были захвачены.

При этом 6 пиратов, задержанных при попытке нападения на корабль MV Almezaan, были отпущены на свободу. По заявлению представителей EUNAVFOR, причиной этому послужил отказ капитана пиратского корабля давать показания в отношении произошедших инцидентов[10]. По словам капитана корабля FS Nivose Джона Харбора, причиной ожидаемого усиления активности пиратов в ближайшие месяцы является окончание сезона муссонов в районе Аденского залива и уменьшение количества штормов.

01 апреля 2010 года корабль USS Nicholas ВМФ США сообщил о нападении пиратов в районе Сейшельских островов. По пиратскому кораблю был открыт ответный огонь и начато преследование в районе к западу от Сейшельских островов. В результате перестрелки 6 пиратов были захвачены командой USS Nicholas. Корабль пиратов был захвачен и потоплен[11].

Экипаж корабля M/V Evita, шедшего под флагом Сьерра-Леоне, успешно отразил 3 атаки пиратов при прохождении района Аденского залива[12].

К активным действиям в отношении борьбы с пиратами в марте—апреле 2010 года стали подключаться ВМС США. Это было во многом спровоцировано нападениями пиратов на торговые и военные суда ВМС США, следовавшие курсами через Аденский залив. Показательно, что помимо оказания вооруженного сопротивления и захвата нескольких групп пиратов при совершении нападений на американские суда, власти США стали предпринимать меры комплексного характера по противодействию пиратству. В частности, в этом плане показателен случай нападения на корабль USS Nicholas, в результате которого все захваченные пираты были экстрадированы в США для проведения следствия. В ближайшее время будет проведено судебное разбирательство в отношении лиц, задержанных при нападении на суда США и обвиняемых в пиратстве. В этом случае проявилась и другая тенденция: при отсутствии единой федеральной стратегии со стороны властей США в отношении борьбы с пиратством, законодательства ряда штатов имеют юридическую базу, позволяющую проводить судебные разбирательства в отношении пиратства. Например, согласно законодательству штата Вирджиния, в случае, если нападению подверглось судно, приписанное к любому из портов штата и шедшее под флагом США, то капитан корабля имеет право обратиться в суд штата для проведения разбирательства и наказания виновных. В этом случае действие закона, направленного на борьбу с пиратством, распространяется не только на преступления пиратов, совершаемые в территориальных водах страны, но и в любой акватории, где находилось судно в момент совершения нападения. Это позволяет проводить задержание пиратов, нападающих на судно, и организовывать преследование основных и сопровождающих пиратских кораблей.

Данная ситуация может быть показательна в плане расширения усилий международного сообщества в отношении борьбы с пиратством: на настоящий момент наибольшую активность и скоординированность действий по борьбе с пиратами в зоне Аденского залива проявлял ЕС, силами которого была создана группа EUNAVFOR, которая регистрирует и патрулирует суда любых стран, следующих курсами через опасную зону пиратства. При этом судебное и уголовное преследование в отношении лиц, обвиняемых в пиратстве, в судах Франции и Испании, — стран, имеющих огромный опыт в борьбе с пиратами, затруднено. Власти Кении, которая имеет границу с территориями, на которых расположены основные базы пиратов, в апреле 2010 года официально отказались содержать в своих тюрьмах и проводить следственные процедуры в отношении лиц, обвиняемых в пиратстве, даже в случае совершения преступлений в территориальных водах страны. Официальным обоснованием таких действий является негативное влияние огласки задержания пиратов в Кении на развитие туристической индустрии страны, а также отсутствие значительных бюджетных средств на содержание обвиняемых и проведение следственных процедур. Эта ситуация не позволяет проводить скоординированные действия международного сообщества в отношении борьбы с пиратами и предотвращения пиратских нападений.

В марте—апреле 2010 года в международном сообществе расширилась полемика в отношении целесообразности патрулирования судов в Аденском заливе негосударственными компаниями и организациями. Остро обсуждается вопрос о необходимости предоставления более широких полномочий и наделения юридическими правами частных компаний, предоставляющих услуги по сопровождению судов, следующими курсами через опасную в плане пиратства зону Аденского залива. Эти компании, помимо патрулирования и сопровождения судов, на контрактной основе предоставляют услуги по вооруженной охране судов. Такие услуги оказываются группами бывших военнослужащих разных государств, которые нанимаются компаниями в качестве «охраны судов для предотвращения пиратских нападений»[13].

Этот вопрос получил широкую огласку после инцидента в зоне Аденского залива, в ходе которого при помощи частной охраны судна удалось отразить атаки со стороны 3 пиратских судов, окруживших торговое судно. По информации служб CNN и BBC, 1 пират погиб, несколько были взяты под стражу при попытке захвата торгового корабля MV Almezaan 24 марта, шедшего под флагом Панамы в порт Могадишо[14]. Частная команда охраны, находившаяся на судне, открыла ответный огонь по пиратам и смогла отразить 2 нападения со стороны 3 пиратских судов, окруживших корабль[15]. После подачи сигнала об атаках службе EUNAVFOR к кораблю, подвергшемуся нападениям, была направлена команда испанского военного корабля, которая задержала 3 пиратских корабля, 6 пиратов, 1 был убит на месте при попытке нападения[16].

Позиция оппонентов по вопросу о предоставлении более широких прав и полномочий негосударственным компаниям, осуществляющим патрулирование и вооруженное сопровождение судов, следующих через опасную зону пиратства, заключается в том, что расширение прав будет способствовать повышению стоимости страховки судов, а также приведет к разногласиям в отношении юридического статуса сопровождающих вооруженных групп[17]. Стивен Инсенс, юрист компании Инсе, заявил в интервью компании BBC, что большинство лиц, поступающих на службу на корабли в качестве вооруженной охраны, являются гражданами Великобритании; также среди них есть граждане США, ЮАР, Австралии и Новой Зеландии[18].

Практика вовлечения негосударственных организаций в международную борьбу с пиратством, как представляется на данном этапе, может иметь как позитивные, так и негативные особенности. С одной стороны, увеличение количества групп и организаций, которые ведут борьбу с пиратами, позволит расширить географический охват охраняемой зоны, равно как и усилить активность в отношении борьбы с пиратами. С другой стороны, помимо удорожания стоимости страховой франшизы и увеличения выплат негосударственной охране (что увеличит как стоимость перевозки груза, так и его стоимость на мировых рынках), это расширит возможности для любых видов мошенничества, поскольку на данный момент отсутствует четкая процедура проверки лиц, нанимаемых компаниями для сопровождения и охраны судов.


[1] http://www.cnn.com/2010/WORLD/africa/03/03/pirates.tanker.hijacking/index.html?iref=allsearch

[2] http://www.cnn.com/2010/WORLD/africa/03/06/norway.ship.hijacked/index.html?iref=allsearch

[3] http://www.cnn.com/2010/WORLD/africa/03/23/somalia.hijacking/index.html?iref=allsearch

http://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/-/2/hi/africa/8583027.stm

[4] http://www.cnn.com/2010/WORLD/africa/03/23/somalia.hijacking/index.html?iref=allsearch

[5] http://www.cnn.com/2010/WORLD/africa/04/05/somalia.tanker.hijacked/index.html?iref=allsearch

[6] http://www.cnn.com/2010/WORLD/africa/04/07/africa.piracy/index.html?iref=allsearch, http://news.bbc.co.uk/2/hi/africa/8608336.stm

[7] http://www.cnn.com/2010/WORLD/africa/03/05/eu.pirates/index.html?iref=allsearch

[8] http://www.cnn.com/2010/WORLD/africa/03/05/eu.pirates/index.html?iref=allsearch

[9] http://www.cnn.com/2010/WORLD/africa/03/05/eu.pirates/index.html?iref=allsearch

[10] http://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/-/2/hi/africa/8586729.stm

[11] http://www.cnn.com/2010/WORLD/africa/04/01/navy.pirates/index.html?iref=allsearch

[12] http://www.cnn.com/2010/WORLD/africa/04/05/somalia.tanker.hijacked/index.html?iref=allsearch

[13] http://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/-/2/hi/africa/8584604.stm

[14] http://www.cnn.com/2010/WORLD/africa/03/24/somalia.pirates/index.html?iref=allsearch

[15] http://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/-/2/hi/africa/8584604.stm

[16] http://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/-/2/hi/africa/8584604.stm

[17] http://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/-/2/hi/africa/8585967.stm

[18] http://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/-/2/hi/africa/8585967.stm

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу