Отношения между Украиной и США на современном этапе

05.05.10
Эксклюзив

Отношения между Украиной и США на современном этапе

Эксперты МГИМО: Гусев Леонид Юрьевич, к.ист.н.

Рассматривая отношения между Украиной и США за последние два года, необходимо отметить подписание такого важного документа между странами, как «Хартия о стратегическом партнерстве Украины и США». Она была подписана в декабре 2008 года.

Важно указать на то, что со стороны США она была подписана представителями уходящей администрации Буша, а со стороны Украины представителем В. Ющенко.

В документе, свидетельствующем о намерении США углубить отношения с Украиной, отмечается важность двусторонних отношений в сфере обороны, безопасности, экономики, торговли, энергетической безопасности, демократии и культурного обмена.

Кроме того, США обязались поддерживать Украину в ее стремлении стать членом НАТО. В соответствии с соглашением Вашингтон рассматривает возможность создания диппредставительства в Крыму.

Подписи под документом поставили министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко и госсекретарь США Кондолизза Райс. Церемония прошла в Госдепартаменте США[1].

После того, как в США и на Украине прошли президентские выборы, и к власти пришли — в США Б. Обама и Демократическая партия, а на Украине — В. Янукович и представители Партии Регионов, отношения между странами продолжали развиваться довольно интенсивно.

Так в начале марта 2010 года, Сенат США принял резолюцию, предложенную Ричардом Лугаром и Джоном Керри, в которой признается существенный прогресс, сделанный Украиной на пути к демократии. В документе Сенат поддержал устойчивый прогресс, который делает Украина, преодолевая вызовы в проведении выборов.

Он призвал все стороны уважать независимость и территориальный суверенитет Украины[2].

Сенат пообещал и дальше поддерживать развитие свободной и открытой демократической системы на Украине и рыночную экономику, а также подтвердил свое обязательство вместе с правительством Украины в дальнейшем развивать двустороннее сотрудничество через украинско-американскую комиссию по стратегическому партнерству[3].

Необходимо отметить, что в Вашингтоне в Институте международной экономики имени Питерсона группа независимых экспертов презентовала программу экономических реформ, которую, как они считают, новый президент Украины Виктор Янукович должен выполнить, чтобы вывести страну из кризиса. Работа над подготовкой предложений началась еще в сентябре прошлого года, и в ней приняли участие более 20-ти украинских и иностранных экономических экспертов.

А в середине марта в Вашингтоне было заявлено, что США готовы помочь Украине, которая остается стратегическим партнером страны, в проведении демократических и экономических реформ. Таким был главный лейтмотив слушания, которое на капитолийском холме провела Хельсинская комиссия при Конгрессе Соединенных Штатов. В слушании, посвященном Украине, приняли участие чиновники Госдепартамента США и эксперты, которые внимательно следят за развитием политических и экономических процессов на Украине.

В 2010 году Конгресс Соединенных Штатов выделил Украине на программы помощи $123 млн. Помощь Украине в достижении нового соглашения с МВФ также является одним из приоритетов политики США.

Об этом на слушании в Конгрессе говорил второй замгоссекретаря США по вопросам России, Украины, Белоруссии и Молдавии Дэниэл Рассел: «Соединенные Штаты готовы помочь Украине как можно скорее достичь договоренности с МВФ, который может помочь Украине выйти из кризиса и открыть дверь для получения кредитов от других международных институтов и Европейского союза»[4].

«Это потребует принятия сложных решений для проведения критических реформ, сокращения дефицита бюджета, восстановления банковского сектора и отмены энергетических субсидий», — добавил он[5].

Энергетическую реформу американский чиновник назвал вторым среди приоритетных вопросов в отношениях двух государств. О том, что энергетическая реформа должна стать приоритетной для нового украинского правительства, на слушании заявил и старший эксперт института Международной экономики им. Питерсона Андерс Аслунд: «Одно дело, абсолютно принципиальное — это реформа газового сектора. Сегодня Украина субсидирует импорт российского газа, на что тратит до 3% национального валового дохода, что не имеет абсолютно никакого смысла. И это необходимо изменить. И как сказал Дэн Рассел, МВФ будет играть в этом ключевую роль»[6].

О том, что уменьшение энергетической зависимости Украины улучшит ее положение в мире и отношения с соседями, в своем выступлении подчеркнул вице-президент Атлантического совета США Дэймон Уилсон. По его словам, успех Украины сегодня это не только вопрос улучшения жизни украинцев, это также вопрос дальнейшего развития Европы.

«Будущее Украины остается неопределенным. Несмотря на то, что это древняя нация, это молодое государство. Государственность Украины остается хрупкой. Если демократия на Украине будет продолжать прогрессировать, следствием чего будет эффективное правление и экономический рост, это станет мощным примером для региона, который чрезвычайно требует положительных примеров», — сказал Уилсон[7].

Для этого, по его словам, в противоположность российской стратегии, которая хочет сделать Украину зависимой, Запад должен иметь свою четкую стратегию поведения с Украиной. Четкая и определенная стратегия международного сообщества также поможет Украине укрепить свою государственность.

С интересными заявлениями выступил в начале апреля бывший посол США на Украине Стивен Пайфер. Он сказал, что президенту Украины Виктору Януковичу необходимо «снять обеспокоенность» Запада относительно возможности создания союза Киева и Москвы. «Западу известно о предложениях Украины по обретению внеблокового статуса, продолжения сотрудничества с Европейским союзом и возвращения к России, возможно, в форме переориентации торговых отношений и присоединения к Таможенному союзу с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Один украинский высокопоставленный чиновник даже публично заговорил о перспективе возможного вступления Украины в союз с Россией и Белоруссией. Поэтому определенная тревога на Западе относительно направления внешней политики Украины является понятной», — сказал Пайфер[8].

Но в то же время, американский дипломат признал, что во время недавней поездки в Киев пообщался с украинским руководством, и опасения по поводу союза с Россией были сняты. «Киев надеется использовать „перезагрузку“ своих отношений с Москвой, чтобы гарантировать, среди всего прочего, изменения в контракте, согласно которому он закупает природный газ в России. Однако, непонятно, какие стимулы может Украина предложить „Газпрому“, чтобы добиться снижения цены на газ. Подобным образом Москва надеется, что сможет соблазнить Киев присоединиться к Таможенному союзу с Россией, Беларуссией и Казахстаном, но большинство украинцев, с которыми мы общались, исключили такую возможность. Они отметили, что обязательства Украины перед Всемирной торговой организацией (ВТО) исключают присоединение к Таможенному союзу и приоритет Киева заключается в создании зоны свободной торговли с ЕС», — отметил Пайфер[9].

Тем не менее, подчеркнул он, В. Янукович должен дать более четкие сигналы о невозможности союза с Россией. «Некоторые заявления со стороны украинского правительства вызвали опасение, что В. Янукович и его команда намерена провести большие изменения внешнеполитического курса, включая направления, которые могут поставить под угрозу суверенитет страны», — отметил американский дипломат[10].

«Определять внешнюю политику президенту Януковичу. Запад будет приветствовать эту политику, если она будет внеблоковой, а не политикой „неприсоединения“, если она будет отдавать преимущество последующей интеграции в ЕС, практическому сотрудничеству с Североатлантическим альянсом (НАТО), тесным отношениям с США, если она будет иметь целью восстановление хороших отношений с Россией и не будет идти на компромисс в вопросах суверенитета Украины. При таких условиях ЕС и США будут без проблем взаимодействовать с Киевом. При такой политике НАТО также может сотрудничать, поскольку большинство западных экспертов понимают, что ни украинская общественность, ни ее элита ныне не поддерживают вступления страны в Альянс. Двери НАТО должны оставаться открытыми, но сам Киев должен решать, как далеко и как быстро он готов идти дальше в сотрудничестве с Альянсом. Таким выглядит разумный подход к внешней политике Украины — если это подход президента Януковича. Было бы очень полезным, чтобы он изложил свое видение взаимодействия Украины с миром. Такого заявления ждут многочисленные аудитории на Украине и за рубежом, и оно могло бы снять определенную обеспокоенность и опасения, которые возникли в прошлом месяце», — резюмировал Пайфер[11].

Новый же посол США на Украине Джон Тефт заявил, что Соединенные Штаты Америки готовы работать с новым украинским правительством.

Находясь в Симферополе, он сказал: «Мы готовы сотрудничать с президентом Януковичем, готовы сотрудничать с новым правительством, и мы надеемся, что будут и дальше осуществляться реформы, которые пойдут на благо Украине, ее экономике, ее обществу»[12].

Теффт также отметил: «Повторю то, что сказал президент Обама, когда позвонил, чтобы поздравить новоизбранного президента Януковича, и что сказала госпожа госсекретарь Клинтон, а именно: что мы готовы работать с президентом Януковичем, мы готовы сотрудничать с новым правительством и надеемся, что и дальше будут осуществляться реформы, которые пойдут на благо Украины, ее экономики и общества»[13].

Новым же послом Украины в США, скорее всего, станет Александр Моцик. Об этом сообщают источники «Украинской правды». Во времена президента В. Ющенко А. Моцик был назначен послом Украины в Польшу в декабре 2005 года[14].

12—13 апреля состоялся визит В. Януковича в США. После встречи в Вашингтоне президенты двух стран отметили общие интересы и ценности двух стран, которые зафиксировали в совместном заявлении.

В нём говорится, в частности, что президенты Украины и США «засвидетельствовали намерения выстраивать отношения на основе Хартии о стратегическом партнерстве Украина — США и комиссии стратегического партнерства»[15].

В заявлении также отмечается, что «оба лидера отметили общие интересы и ценности их стран, отображенные в Хартии, а именно: демократию, экономическую свободу и благосостояние, безопасность и территориальную целостность, энергетическую безопасность, сотрудничество в оборонной сфере, верховенство права и межличностные контакты»[16].

В контексте обсуждения во время встречи вопросов, связанных с восстановлением после глобального экономического кризиса, президент Украины подтвердил решительное намерение преодолевать экономические вызовы, которые стоят перед Украиной, путем реализации программы системных реформ и возобновления сотрудничества с Международным валютным фондом. «Президент Обама поддерживает эту решительность», — подчеркивается в сообщении[17].

В заявлении также говорится о том, что главы двух государств отметили потенциал для расширения двусторонней торговли и инвестиций и объявили о намерениях укрепить взаимодействие по экономическим, финансовым и инвестиционным вопросам.

Президент США Барак Обама положительно оценил решение Украины избавиться от всех запасов высокообогащенного урана в обмен на необходимую техническую и финансовую помощь в этом вопросе со стороны Соединенных Штатов, отмечается в заявлении.

Довольно важное заявление, касающееся украинско-американских отношений, сделал министр иностранных дел Украины К. Грищенко. Он сказал, что США поддерживают внеблоковый статус Украины.

По словам министра, глава Белого дома подтвердил право каждой страны самостоятельно определять свою политику безопасности. «Если вы выбрали решение быть внеблоковым государством, мы это принимаем», — передал слова Б.Обамы глава МИД Украины[18].

К.Грищенко добавил, что Вашингтон «доволен тем, что Украина выстраивает прагматичные отношения с Россией». Третий тезис президента США заключался в готовности поддержать реформы на Украине, в том числе, «давая необходимые сигналы МВФ и Всемирному банку»[19].

Пару дней спустя К. Грищенко заявил о том, что госсекретарь США Хиллари Клинтон планирует совершить визит в Киев предположительно летом. При этом он подчеркнул, что на встрече президентов Украины и США со стороны последнего был дан ряд крайне важных политических сигналов.

«У нас есть еще и договоренность о визите госсекретаря Хиллари Клинтон на Украину. Точные даты еще не определены, но это будет первое полугодие, точнее — лето», — сообщил министр. При этом он подчеркнул особое значение заявления президента Обамы о том, что США готовы поддержать финансовую стабилизацию на Украине[20].

«Очень важно и сильное заявление о том, что Соединенные Штаты будут оказывать поддержку политике реформ и финансовой стабилизации в нашей стране. Они будут советовать МВФ идти нам навстречу в решении проблем финансовой стабилизации», — заявил Грищенко[21].

Он также подчеркнул плодотворный характер дискуссии украинского и американского президентов.

«Должен сказать без всякого преувеличения, что за время своей работы и послом в США, и министром в предыдущей каденции я не припомню такого предметного и системного разговора, как во время встречи Обама — Янукович», — заявил министр[22].

24—25 апреля Вице-премьер Украины по экономическим вопросам Сергей Тигипко находился в Вашингтоне для участия в переговорах с МВФ. Во время официального визита в США С. Тигипко встречался с руководством Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка, представителями американских деловых кругов и средствами массовой информации.

«Во время встреч обсуждались вопросы дальнейшего сотрудничества Украины и МВФ в рамках новой программы stand-by и перспективы привлечения средств по проектам Всемирного банка».

«По мнению вице-премьера, который является управляющим от Украины во Всемирном банке, продолжение сотрудничества с МВФ и Всемирным банком чрезвычайно важно для Украины, поскольку станет позитивным сигналом для международных инвесторов», — отметили в пресс-службе кабмина Украины[23].

С довольно неожиданным заявлением выступила госсекретарь США Х. Клинтон. Она сказала, что решение Украины о продлении пребывания Черноморского флота РФ отражает сбалансированный подход к внешней политике страны.

«Думаю, совершенно ясно, что Украина пытается проводить сбалансированный подход к своей внешней политике», — заявила она накануне в Таллине на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Эстонии[24].

Клинтон напомнила, что новый президент Украины нанес свой первый визит в Брюссель, доказывая тем самым реальный интерес в движении Украины в сторону Европы и возможного членства в ЕС, а второй визит он совершил в Москву.

«Президент Украины заявил президенту Бараку Обаме, что он очень хочет углублять отношения с США», — сказала Клинтон. Но в то же время, добавила она, на встрече с президентом США Янукович дал ясно понять, что будет работать и с Россией.

«Думаю, с учетом истории Украины и географического положения трудно проводить сбалансированную политику, но для нас имеет смысл то, что пытается делать новый президент. И пытается устоять, если угодно, по обе стороны своей страны», — заявила Клинтон[25].

Вместе с тем она напомнила, что США не признают сферы влияния России. Она подчеркнула, что у России нет права вето так же, как и другой любой страны в Европе, в отношении членства в таких организациях, как НАТО и ЕС. «Я с большим удовольствием наблюдаю, как Европа предпринимает все больше шагов для улучшения своих отношений с Россией, включая движение в сторону энергетической безопасности», — сказала госсекретарь[26].

Клинтон заверила, что Вашингтон стремится к развитию дружественных отношений с Россией при учете интересов американских союзников. «Хотим жить в мирном и стабильном мире вместе с Россией как с другом, но мы будем защищать интересы наших союзников», — подчеркнула она[27].

Таким образом, можно констатировать, что отношения между Украиной и США носят прагматичный характер, а администрация Б. Обамы всячески подчёркивает, что не намерена, в отличие от администрации Д. Буша открыто вмешиваться во внутренние дела страны. Связанно это с тем, что прямое давление на Украину ни к чему не привело, а открыто прозападные политики потерпели поражение на выборах. Поэтому демократическая администрация будет действовать другими методами, а именно «мягкой силы», использую финансовые, гуманитарные и другие, такого же рода рычаги.


[1] http://www.lenta.ru/news/2008/12/20/strategic/

[2] http://www.rosbalt.ru/2010/03/09/718563.html

[3] http://www.rosbalt.ru/2010/03/09/718563.html

[4] http://www.rosbalt.ru/2010/03/17/720955.html

[5] Там же

[6] http://www.rosbalt.ru/2010/03/17/720955.html

[7] Там же

[8] http://www.rosbalt.ru/2010/04/08/726850.html

[9] Там же

[10] Там же

[11] http://www.rosbalt.ru/2010/04/08/726850.html

[12] http://www.rosbalt.ru/2010/03/11/719472.html

[13] Там же

[14] http://news.mail.ru/inworld/ukraina/politics/3649212/

[15] http://www.rosbalt.ru/2010/04/13/727964.html

[16] http://www.rosbalt.ru/2010/04/13/727964.html

[17] Там же

[18] http://ru.trend.az/regions/world/europe/1671324.html

[19] http://ru.trend.az/regions/world/europe/1671324.html

[20] http://www.rosbalt.ru/2010/04/19/729569.html

[21] Там же

[22] Там же

[23] http://www.rosbalt.ru/2010/04/23/731082.html

[24] http://www.rosbalt.ru/2010/04/23/731288.html

[25] Там же

[26] Там же

[27] http://www.rosbalt.ru/2010/04/23/731288.html

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу