Пиратство в зоне Аденского залива: итоги мониторинга за май 2010 года

28.05.10
Эксклюзив

Пиратство в зоне Аденского залива: итоги мониторинга за май 2010 года

Эксперты МГИМО: *Пискунова Наталья Игоревна, к.полит.н.

В мае 2010 года выявились несколько тенденций в развитии проблемы, связанной с пиратством в районе Аденского залива. Прежде всего, в мае 2010 года увеличилось количество нападений пиратов на суда, следующих курсами через Аденский залив, а также направляющихся в порты назначения в Южной Азии. Многократно увеличилась зона возможных нападений пиратов — захваты судов происходили уже не у побережья Сомали, а в районе территориальных вод Индии.

5 мая танкер «Московский Университет», принадлежащий РФ и шедший под флагом Либерии, был захвачен пиратами в районе Аденского залива. В составе экипажа танкера находились 23 человека, все являются гражданами России. Танкер перевозил груз нефти, стоимость которого оценивается в 50 миллионов долларов США [1] . В результате операции ВМС РФ, проведенной командой военного корабля «Маршал Шапошников» 6 мая, танкер «Московский Университет» был освобожден из плена пиратов. Никто из членов экипажа не пострадал. В результате операции 1 пират погиб, 10 были захвачены. Рассматривался вопрос об экстрадиции пиратов в РФ для проведения следствия и судебного разбирательства по обвинениям в пиратстве с применением огнестрельного оружия. По словам Виктора Маркина, представителя Следственного комитета Генеральной Прокуратуры, в случае судебных слушаний по таким инцидентам, пиратам может быть назначено до 15 лет тюремного заключения.

В отношении данного инцидента в российских и зарубежных СМИ и блогах была развернута широкая дискуссия. Одним из основных вопросов, вызывающих споры в этих обсуждениях, является вопрос о мерах противодействия пиратству, которые должны быть предприняты РФ. Расхождения в этой дискуссии вызывает целесообразность применения мер военного характера при совершении операций по освобождению заложников из числа членов экипажей кораблей, захваченных пиратами.

Одна из позиций, представляемых в СМИ по данному вопросу, заключается в том, что проведение военных операций в отношении освобождения захваченных кораблей и членов экипажей не является целесообразным, так как создает условия, опасные для жизни членов экипажа. Кроме того, проведение операций с применением огнестрельного оружия также усиливает опасность в отношении огнеопасного груза (нефти), и создает опасность для экологической ситуации в регионе в случае разлива нефти.

Вторая позиция заключается в том, что современный уровень технического оснащения и профессиональной подготовки членов групп экипажей кораблей ВМС РФ, осуществляющих патрулирование зоны Аденского залива, позволяет проводить операции нового поколения. В рамках таких операций даже в ситуации с захватом заложников на корабле, перевозящем потенциально опасный груз, ВМС РФ могут проводить операции по обезвреживанию пиратов без создания угрозы экипажу корабля и нанесения вреда экологической обстановке в регионе.

Кроме того, одна из позиций, рассматриваемых в российских и зарубежных СМИ в отношении действий РФ в зоне Аденского залива, состоит в том, что усиление активности (в том числе военной) со стороны РФ по данному вопросу, может привести к укреплению внешнеполитической позиции страны, а также содействовать улучшению двусторонних связей и сотрудничества РФ с силами ЕС НАВФОР, проводящими патрулирование кораблей в потенциально опасной зоне Адена.

При этом, как показал инцидент 06 мая, группы ВМС РФ, принимавшие участие в освобождении экипажа танкера РФ, располагают высоким уровнем профессиональной подготовки, которая позволяет проводить операции по обезвреживанию вооруженных групп пиратов на море без причинения вреда экипажу и создания опасности в отношении груза (танкер перевозил нефть и нефтепродукты, что является потенциально опасным фактором при планировании и проведении такого рода операций). Кроме того, профессиональная подготовка и арсенал вооруженных средств, имеющихся в распоряжении групп ВМС РФ, позволяет вести преследование кораблей пиратов в открытом море и проводить операции по обезвреживанию групп пиратов даже в ситуации, когда на борту пиратских кораблей находятся захваченные заложники.

В мае активность пиратских групп усилилась. Рыболовное судно Tai Yuan 227, принадлежащее Тайваню, было захвачено пиратами в Индийском океане в 700 морских милях (1300 км) в районе к северо-востоку от Сейшельских островов [2]. В составе экипажа судна 28 человек, гражданство не известно. Корабль был буксирован пиратами к побережью Сомали.

Химический танкер MV Panega, принадлежащий Болгарии, был захвачен пиратами в районе 100 морских миль к востоку от Адена по пути из Красного Моря в Индию [3]. На борту корабля находятся 15 человек, все являются гражданами Болгарии.

Грузовой корабль Eleni P, принадлежащий Греции, шедший под флагом Либерии, был захвачен в районе Оманского залива в районе 250 морских миль от Омана по пути в Индию [4]. В составе экипажа корабля 26 человек, из них 23 — граждане Филиппин, 2 — Румынии, 1 — Индии.

Химический танкер The St. James Park, принадлежащий Великобритании, который был захвачен 28 декабря 2009 по пути в Таиланд, был освобожден пиратами после получения выкупа. Объем выплат не сообщается [5]. В составе экипажа 26 человек, среди них граждане России, Польши, Болгарии, Филиппин, Грузии, Индии, Румынии, Украины. Корабль находился в плену пиратов в порту Гаракад в Сомали.

При этом действия международного сообщества в отношении борьбы с пиратством стали носить выборочный характер. В этом отношении показателен процесс над пиратами, захваченными ВМС США при попытке захвата кораблей ВМС США в суде города Норфолк, штат Вирджиния. Абдували Абдухадир Мусе, подозреваемый в покушении на капитана корабля Маерск Алабама в 2009 году и попытке захвата заложников на корабле ВМС США, в мае 2010 года предстал перед судом в Нью-Йорке. В ходе судебных слушаний он признал вину в покушении на капитана корабля и попытке захвата заложников из членов экипажа [6]. Он также подтвердил, что являлся лидером группы пиратов, которые предпринимали ряд попыток захвата кораблей, следовавших курсами через Аденский залив. По его словам, во всем следует винить правительство Сомали. Он также заявил, что не опознал флаг США на захваченном корабле. Мусе признал, что удерживал в качестве заложника капитана корабля Ричарда Филипса в течение 4 дней на лодке, принадлежащей группе пиратов [7]. По предварительному заключению следствия, Мусе может быть назначено 34 года лишения свободы.

Данный процесс является показательным в плане дискуссии о возможных мерах противодействия пиратству на море со стороны международного сообщества. Четкая структуризация мер пресечения и уголовного преследования в отношении пиратов и пиратских групп может приводить к позитивным результатам. На настоящем этапе проблема заключается в отсутствии координации усилий международного сообщества в отношении унификации международно-правовых мер по противодействию и наказанию преступлений, совершаемых пиратами не только в зоне Адена, но и в мире в целом.

1. http://news.blogs.cnn.com/2010/05/05/pirates-seize-russian-oil-tanker-off-somalia/?iref=allsearch

2. http://edition.cnn.com/2010/WORLD/africa/05/10/taiwan.hijacking/index.html?iref=allsearch

3. http://edition.cnn.com/2010/WORLD/africa/05/11/pirates.hijacked.ship/index.html?iref=allsearch

4. http://edition.cnn.com/2010/WORLD/meast/05/12/oman.ship.hijacked/index.html?iref=allsearch

5. http://edition.cnn.com/2010/WORLD/africa/05/14/somalia.pirates/index.html?iref=allsearch

6. http://edition.cnn.com/2010/CRIME/05/18/new.york.pirate.plea/index.html?iref=allsearch

7. http://edition.cnn.com/2010/CRIME/05/18/new.york.pirate.plea/index.html?iref=allsearch

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу