Кризис, безопасность и мораль

07.06.10
Эксклюзив

Кризис, безопасность и мораль

Эксперты МГИМО: *Литвин Виталий Яковлевич, к.юрид.н.

Выступая в конце мая на симпозиуме «Культура, культурные измерения и экономическое развитие’’ Президент Российской Федерации Д.A. Медведев отметил, что „взаимодействие между культурой, нравственностью и экономическим развитием особенно ощущается в кризисную пору“. В чем же такая взаимосвязь? Дело в том, что экономический кризис все больше превращается, в частности в Европе, в кризис социополитический. Это происходит в результате того, что ухудшение экономической ситуации является результатом углубления политических дисбалансов.

Идея построения „социального государства“, чрезвычайно популярная в конце прошлого века и подпитываемая левыми правительствами во многих европейских странах, потерпела фиаско во многом из-за того, что государства пытались решить социальные проблемы, вкладывая все больше и больше средств из бюджета. Социальная защита — длительные отпуска, ранний выход на пенсию, другие крупные социальные льготы привели к структурному дисбалансу финансовой системы. Расходы на соцзащиту возросли в Европе в среднем с 16% ВВП в 1980 году до 22% ВВП к концу 2000-х годов. Финансовый кризис, порожденный целым рядом экономических причин структурного характера, привел к крутому повороту в системе социального обеспечения. Образовалась, образно говоря, двойная задолженность государств — финансовая (внутренняя и внешняя) и „задолженность“ государства перед собственными гражданами. Экономика была предоставлена действию принципа эффективности, деловая этика оказалась пустым звуком. Однако, рыночные правила действуют только тогда, когда их поддерживает моральный консенсус общества. Недаром во многих странах Европы прокатилась волна протеста против наступления на социальные „завоевания“. Ярким примером тому является грандиозная демонстрация, прокатившаяся в Париже 27 мая, когда на улицу вышло по официальным данным почти 400 тыс. человек протестовать против предложенной французским правительством пенсионной реформы.

Экономические проблемы схожего характера наблюдаются в Греции, Португалии, Италии и не исключено, что могут перекинуться на более благополучные страны Европы. При этом в их решение будет втягиваться (хочет оно этого или нет) все европейское сообщество.

Таким образом, экономический кризис поразил метастазами не только внутреннюю жизнь большинства европейских государств, но и затронул сферу межгосударственных отношений. Наряду с резким сокращением на внутренние социальные расходы и стремлением пересмотреть всю концепцию социальной политики налицо падения уровня внешних инвестиций (около 25% по сравнению с докризисным периодом), снижение объема внешней помощи развитых государств развивающемуся миру, усиление тенденций „национального эгоизма“, стремление „выплыть“ в одиночку.

Социальные издержки приводят к нестабильности и конфликтам не только внутренним. Вообще, существует четкая взаимосвязь между экономическим кризисом и состоянием безопасности в мире. Так было в период „великой депрессии“ в 30-е годы прошлого столетия, в той или иной форме повторилось на рубеже 60-х и 70-х годов, свежа в памяти и рецессия 90-х годов. Что можно наблюдать сейчас как последствия нового экономического кризиса, который на этот раз стал глобальным? Растет внутренняя нестабильность в ряде государств, которая выражается в смене правительств (не только в Европе). Экономическая ситуация может спровоцировать (и уже провоцирует) попытки прибегнуть к протекционизму — все тот же национальный эгоизм. Ценовая политика в отношении энергоносителей вполне возможно даст соблазн использовать этот фактор в авантюрных целях со стороны нефтедобывающих стран. Как уже говорилось, снизилась солидарность с „третьим миром“, который и в других, более стабильных условиях доставлял немало хлопот богатому Западу. Реакция в Европе на кризис — это скорее желание защитить свои национальные интересы. Но это справедливо и для других государств. К сожалению не всегда национальные государственные интересы совпадают с интересами национальных элит, а зачастую и групп влияния. Не случайно нынешний экономический кризис находит отражение в цивилизационном измерении.

Причины такого подхода очевидны. Глобализация мировой экономики, которая требует и определенной стандартизации „правил игры“ во всех сферах взаимоотношений человека и общества, не учитывает множества факторов социокультурного характера. Попытка некоторых аналитиков свести межцивилизационные отличия к проблеме раздела мира по различиям вероисповедального характера не выдерживают критики. В качестве доказательства приводятся примеры, что в Европе, например, мусульмане не ассимилируются с западным сообществом и в его культурную среду, а создают закрытые сообщества.

Реальное положение вещей гораздо прозаичнее — мигранты в Европе, да и не только в ней, зачастую находятся на положении маргиналов. Бедность, безработица, культурные различия и недостаток социальной мобильности приводят их к определенной изоляции от остального сообщества, в котором они вынуждены проживать. Эти экономические факторы, наложенные на коррупцию госаппарата и структур власти принимающей страны на разном уровне, являются питательной средой для правонарушений со стороны мигрантов и в большинстве случаев для экстремизма, проявляющегося в попытках улучшить свою участь. При этом экономическое положение мигрантов стараются использовать различного рода радикалы из стран „третьего мира“ в своих политических интересах, которые тесно переплетаются с интересами экономическими. Естественно, что проще всего это сделать, используя религиозный фактор на базе низкого образовательного и культурного уровня диаспоры выходцев из этих стран. Именно поэтому экстремисты создают новые поведенческие стандарты, прежде всего в молодежной среде, культивируя героизм служения „правому делу“.

Наглядным примером является феномен морского пиратства у берегов Сомали. Экономический коллапс, фактический развал государства, поголовное обнищание населения привели к переходу от госвласти к власти клановой. Пиратство стало чуть ли не единственным источником дохода населения, которое уже не один десяток лет привыкло решать свои проблемы при помощи автомата Калашникова. Этим не преминули воспользоваться экстремистские круги вне страны, чтобы извлечь прибыль из создавшейся ситуации, а также сыграть в политическую игру под названием „борьба за истинные ценности Ислама“.

Уровень опасностей различного рода в современном мире вне зависимости от природы их происхождения таков, что человечество должно серьезно отнестись к построению мира на принципах права и морали.

Рассматривать экономический кризис с сопутствующими ему последствиями для международной безопасности в отрыве от кризиса культуры, морали и духа бесперспективно. Обращаясь 28 мая к Синоду епископов, Папа Римский Бенедикт ХVI подчеркнул, что нынешний экономический кризис связан прежде всего с дефицитом морали в международных отношениях и кризисом культуры человеческого общения. При этом Понтифик отметил нарастающую пропасть в стремлении следовать идеалам добра и реальными деяниями людей.

Нехватка безопасности в современном мире проистекает не от недостатка национальных или международных норм в этой области, а от полной аморфности населения, равнодушного к страданиям других и пекущегося прежде всего о своем " хлебе насущем». Также и правящие элиты скорее думают о предстоящих выборах, создании новых альянсов, повышении своих рейтингов.

Не было бы разумнее, преодолев национальный эгоизм и стремление к сиюминутной выгоде, объединить усилия для начала в экономической области, что в конечном итоге приведет к совместным действиям и в других областях — политической, военной, внешней и внутренней безопасности. Дело за малым — обратиться к здравому смыслу.

Представляется, что тезис И.Канта об изначальной добродетельности человека и об основополагающей роли образования, морали и искоренения социальных недугов весьма актуален и сегодня.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу