- О МГИМО
- История МГИМО
- Наблюдательный совет
- Нормативные документы
- Сегодняшний день МГИМО
- Попечительский совет
- Почетные доктора МГИМО
- Стратегия развития МГИМО
- Фонд развития МГИМО
- Структура Университета
- Университеты-партнеры
- Школы-партнеры
- МГИМО в рейтингах
- Бухгалтерия
- Ректор МГИМО
- Отзывы и благодарности
- Реквизиты
- Ученый совет
- Новости
- Кампус (описание корпусов)
- Ректорат
- Люди А-Я
- Партнеры
- Сведения об образовательной организации
- МГИМО в фотографиях
- Контакты и схема проезда
- Новости
- Говорят эксперты МГИМО
«Нам нужна дискуссия»
В рамках VI Конвента РАМИ состоялась секция «Глобальный
кризис: стратегии регионального развития». Председатель секции — профессор
кафедры сравнительной политологии МГИМО, директор Центра региональных
политических исследований ИМИ МГИМО
— Какие регионы России более перспективны с точки зрения инновационного развития?
— Мы можем сделать только некоторые предположения. Дело
заключается в том, что инновационный бизнес — это бизнес венчурный,
он сильно зависит от условий, которые для него созданы. Ему,
естественно, интересны более конкурентоспособные регионы с хорошей
инфраструктурой. Это бизнес рискованный. Более того, инновационный бизнес очень
плохо поддается принуждению. Поэтому мы можем предположить, что
в бедные, депрессивные, отсталые регионы инновационный бизнес
не пойдет, даже если государство будет его к этому принуждать.
И если в командной системе
— То есть в процессе модернизации в целом и в процессе инновационного развития в частности чрезвычайно велика роль государства?
— Да, по моим представлениям, кроме как на государство, надеяться не на кого. Существовала идея отдать все бизнесу, а государству уйти и никому не мешать. Но если мы положимся на бизнес полностью, инновационного развития у нас не будет никогда. Потому что в России бизнесу в широком смысле выгодно сырьевое развитие, где он гарантированно может извлекать ренту. Поэтому государство должно создавать условия для инновационного развития и, прежде всего, увеличивать затраты на НИОКР. Китай сегодня занимает второе место по этим затратам после США, и поэтому неслучайно все больше и больше в контексте модернизации, инновационного развития и так далее говорят именно о Китае.
— Может ли федерализм способствовать развитию регионов в крупном государстве? И каким образом?
— Должен, по ряду соображений. Об этом можно долго говорить, но я скажу так: если федерализм нормально функционирует, он должен поддерживать конкуренцию и рынок. В английском языке даже существует термин ‘market preserving federalism’ — «федерализм, поддерживающий рынок». Это означает, что федерализм, который подразумевают политическую и экономическую автономию, способствует региональным контактам и миграции инноваций и нововведений по территории страны. Он же способствует конкуренции регионов за бизнес и инвестиции. Не должно быть такой ситуации, когда центр решает транслировать сформированную в регионе, А инновацию в регион Б. Это должно происходить горизонтально, а не вертикально.
— Можно ли России позаимствовать у Германии
— Может. Конечно, напрямую мы вряд ли
— Означает ли это, что одни регионы живут за счет других?
— Это выражение не очень научное. В государстве существует
такая важная вещь как лояльность. Иначе государство разваливается.
— И напоследок вопрос о ЕС. Сейчас много говорят о том, что кризис крайне отрицательно сказался на этом интеграционном объединении. В частности, в результате кризиса в ЕС усилились диспропорции, следствием чего стало появление стран PIIGS. Чем это грозит Евросоюзу?
— Ничем это не грозит Евросоюзу. Я хотела бы развеять
эти мифы. Сейчас у нас принято со злорадством констатировать, что
в ЕС все плохо, что финансовый кризис все разрушил
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.