Саммит АТЭС: перемены в регионе

23.11.10
Эксклюзив

Саммит АТЭС: перемены в регионе

Эксперты МГИМО: Колдунова Екатерина Валерьевна, к.полит.н., доцент

В середине ноября в Йокогаме (Япония) прошел очередной саммит форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество». Несмотря на то, что тема саммита АТЭС в этом году звучала как «Перемены и действия», многие эксперты отмечали, что итоговые документы саммита носили слишком общий характер, а решения были лишены особой конкретики. Мы попросили эксперта МГИМО, замдекана факультета политологии и старшего преподавателя кафедры востоковедения Екатерину Колдунову прокомментировать итоги саммита и изменения, происходящие в Азиатско-Тихоокеанском регионе сегодня.

Итоги саммита АТЭС-2010 действительно были не вполне конкретными. Так, например, Богорские цели, предполагавшие завершить формирование зоны свободной торговли для наиболее развитых стран региона к 2010 году, полностью не достигнуты, а процесс общерегиональной либерализации торговли все так же остается под вопросом. Возможно, ключ к понимаю таких итогов форума дает сама ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), в контексте которой состоялся саммит. Она же, в отличие от процесса осуществления целей АТЭС, сейчас — как никогда ранее — характеризуется высокой степенью динамизма.

На протяжении последних нескольких лет со структурной точки зрения регион демонстрировал два магистральных направления регионализации и макрорегионализации. Первое заключалось в появлении и активном возвышении региональных держав (Китая и в какой-то степени Индии) и, как следствие, их стремлении организовать региональную среду в своих интересах. Другими словами, эти державы стремились построить путем соглашений или неформальных практик такие отношения с менее крупными региональными государствами, которые бы отвечали политическим и экономическим задачам самих региональных держав.

Второе направление было связано с возникновением региональных интеграционных группировок, которые в случае более-менее успешного развития, могли претендовать на создание особого регионального экономического пространства в рамках мировой экономики. К подобным организациями можно отнести, например, АСЕАН и ее диалоговые форматы, а также АТЭС.

Все эти процессы проходили на фоне относительной «отвлеченности» Соединенных Штатов от дел региона в последние годы, что объяснялось целым рядом причин. Так, например, основное внимание в этот период явно уделялось конфликтам в Афганистане и Ираке, а в АТР администрация Джорджа Буша-младшего основной упор делала на традиционную систему двусторонних отношений, не рассматривая диалоговые структуры как реальный механизм взаимодействии в регионе. Однако последние события в АТР определенно свидетельствуют о стремлении США как минимум продемонстрировать более активную позицию в региональных делах, в том числе используя для этих целей многосторонние форматы. С другой стороны, очевидно, что в последнее время позиция Китая по многим вопросам регионального сотрудничества также претерпевает серьезные изменения, эволюционируя в сторону меньшей гибкости.

На этом фоне России определенно стоит задуматься, что она может предложить региону и какую повестку дня ей необходимо сформулировать для саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году. Представляется, что именно на фоне региональных противоречий действительно конструктивные предложения сотрудничества могут встретить поддержку большого числа региональных игроков, а России обеспечить тот внешний ресурс модернизации, задачу поиска которого поставило перед отечественной дипломатией руководство страны.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу