Регулирование рынка ГМО в Евросоюзе: «ларец Пандоры» или этап эволюции?

25.11.10
Эксклюзив

Регулирование рынка ГМО в Евросоюзе: «ларец Пандоры» или этап эволюции?

Эксперты МГИМО: Ревенко Лилия Сергеевна, д.экон.н., профессор

Нынешней осенью, особенно в первой декаде ноября, в ЕС одной из самых острых тем, касающихся регулирования рынков, явилось обсуждение проблем изменения подходов группировки к производству и обороту продуктов, содержащих генетически модифицированные организмы (ГМО).

С момента своего формирования рынок пищевых продуктов, содержащих ГМО, является ареной жесткого противостояния субъектов на основе конфликта интересов. При этом сферы формирования интересов (коммерческие, экологические, мировоззренческие, медицинские) и круг субъектов, вовлеченных в противоречия (компании-производители, потребители, научные структуры, регулирующие органы), весьма обширны.

ЕС является одним из двух центров формирования политики регулирования мирового рынка ГМ продуктов. Однако внутри самой интеграционной группировки нынешней осенью явно обострилась тенденция к децентрализации.

Основным документом, регулирующим производство и оборот ГМО в Европейском союзе, является Regulation (ЕС) 1829/2003. Документ учитывает положения Картахенского протокола по биологической безопасности 2000 г., а также нормы и правила ВТО. Он предусматривает принятие решений по допуску ГМО на рынок на уровне всей интеграционной группировки. При этом продовольственные проблемы и вопросы защиты окружающей среды находятся в совместной компетенции ЕС и входящих в него стран. Такое положение дало основание для пересмотра подходов к регулированию по инициативе стран, население которых настроено негативно по отношению к ГМО.

Изменение вектора развития процесса регулирования ГМО в ЕС возникло не внезапно. К 2010 г. накопленные разногласия между странами по данному вопросу особо остро проявились в контексте необходимости пересмотра Общей сельскохозяйственной политики ЕС из-за противоречия ее отдельных положений Лиссабонскому договору.

Кроме того, деятельность международных и национальных неправительственных организаций (НПО), включая объединения потребителей, направленная на пересмотр подходов к регулированию, стала столь активной и охватила столь широкие круги населения, что игнорировать ее стало невозможным. Так, в сентябре 2010 г. в Брюсселе состоялась 6-я конференция международной НПО «Свободная от ГМО Европа», которая объединяет представителей регионов, провозгласивших на муниципальном уровне неприятие продуктов, содержащих ГМО. Одной из целей конференции было донести требование входящих в НПО региональных образований не допустить ГМО на свои территории до руководящих органов ЕС в период принятия решений по соответствующим вопросам Давление «снизу» усилило активность Еврокомиссии и других структур ЕС.

Еще в декабре 2008 г. Еврокомиссия представила Совету по окружающей среде проект директивы, предусматривающей перенос на национальный уровень принятие решений о допуске ГМО на их территории, однако документ был признан недостаточно подготовленным и отправлен на доработку. В этот же период Совет принял документ, предусматривающий необходимость научной проработки Европейским агентством по продовольственной безопасности (EFSA) экологических, санитарных, социальных и экономических проблем, возникающих на современном этапе при выращивании культур, содержащих ГМО.

В начале ноября 2010 г. в ЕС была опубликована информация о разработанных новых методах оценки присутствия ГМО в продовольственных и непродовольственных продуктах. Объединенный исследовательский центр ЕС представил список из 79 методов анализа ГМО, которые соответствуют международным стандартам. Этот список фактически представляет собой техническое пособие, содержащее набор методов по определению наличия ГМО. Документ разработан Лабораторией ЕС по определению генетически модифицированных продуктов и кормов (EU-RL GMFF) и Европейской сетью лабораторий ГМО (ENGL). Данный материал может быть использован станами ЕС для организации официального контроля за оборотом ГМО.

Практически одновременно были опубликованы данные седьмого с начала девяностых годов социологического исследования службы Евробарометр (Eurobarometer). Это исследование является частью проекта «Чувствительные технологии и европейская общественная этика» (STEPE), осуществляемого в разделе «Наука в обществе» Седьмой рамочной программы исследований и технологического развития (FP7). Из обзора следует, что, если в целом европейцы высказывают оптимизм по поводу биотехнологий, то применительно к их использованию в продовольственном секторе большинство высказываются негативно. Подчеркивается также желание европейцев получать информацию о всех формах модификаций продукта, а также их стремление к участию в выработке мер регулирования по ГМО.

В июле 2010 г. Еврокомиссия представила доработанный вариант проекта директивы в Совет по окружающей среде, который обсуждался в октябре и снова вызвал противоречивую реакцию стран-участниц.

Возможность и необходимость внесения поправок в существующее законодательство по вопросам оборота ГМО внутри группировки обсуждалась также в сентябре 2010 г. в Совете ЕС. Инициировала обсуждение данного вопроса группа из 12 стран при лидерстве Венгрии и активной жесткой позиции Австрии и новых членов ЕС из Балтийского региона.

Суть предлагаемых изменений в общем виде сводится к усилению роли национального регулирования оборота ГМО. Государствам на национальном уровне, по предложению инициаторов поправок, должно быть предоставлено право самостоятельного принятия решений о выращивании отдельных ГМ культур на всей территории страны или на ее части. Причем должен быть установлен приоритет национального законодательства над законодательством ЕС. Кроме того, страны должны иметь право создавать свободные от производства и оборота ГМО зоны, определяя необходимость их создания на основе социальных и морально-этических норм и воззрений. В настоящее время подобные решения являются прерогативой Совета ЕС.

Противниками внесения подобных изменений в законодательство ЕС являются четыре страны, составляющие блокирующее меньшинство, — Германия, Испания, Италия, Франция. Они достаточно жестко настаивают на том, что подобного рода поправки в общеевропейское законодательство могут привести к дезинтеграции общего внутреннего рынка (по словам министра сельского хозяйства Франции это может быть началом более общей тенденции — к «ренационализации» общей сельскохозяйственной политики ЕС).

Оппоненты переноса на национальный уровень решений о производстве и торговле ГМО аргументируют свою позицию необходимостью следования нормам ГАТТ/ВТО. Кроме того, высказывается мнение, что отсутствие единых правил для ЕС приведет к неизбежной потере контроля и «ползучему» проникновению ГМО на европейский рынок. Юридическое подразделение Совета ЕС в своем заключении отметило несоответствие пересмотра политики регулирования по морально-этическим соображениям положениям ГАТТ, т. к. страны, не желающие допускать на свои рынки продовольственные товары, содержащие ГМО по этим мотивам, тем не менее, используют корма для животных с содержанием ГМ компонентов.

Принятие новых правил некоторые эксперты сравнивают с «ларцем Пандоры», открыв который страны ЕС начнут новый, еще более острый, этап бесконечных внутренних споров и ослабят свои позиции на мировом рынке продовольствия. Однако при всей справедливости данных утверждений нельзя не признать, что существующее положение в сфере регулирования рынка ГМО в ЕС не отвечает интересам многих его участников и будет претерпевать изменения. Степень остроты таких изменений будет зависеть как от внешних, так и от внутренних факторов.

Текст публикуется в авторской редакции

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу