Восточная Азия и Россия: потенциальные «системные партнеры»

31.12.10
Итоги года

Восточная Азия и Россия: потенциальные «системные партнеры»

Эксперты МГИМО: Колдунова Екатерина Валерьевна, к.полит.н., доцент

Для Восточной Азии прошедший год был насыщенным событиями, позволяющими говорить о формировании новых тенденций как в отношениях между самими восточноазиатскими странами, так и в плане новой роли региона в мировом политическом пространстве, - считает замдекана Факультета политологии МГИМО и старший преподаватель кафедры востоковедения Екатерина Колдунова. Подробнее – в ее комментарии для проекта «Итоги года».

В настоящее время Восточноазиатский регион характеризуется двумя противоречивыми направлениями развития. С одной стороны, очевиден его подъем в рамках мировой системы и устойчивость экономического роста даже на фоне посткризисной стадии мировой экономики. Этот факт подтверждается, например, прогнозами Всемирного банка, согласно которым совокупный рост ВВП по региону в 2010 составит 8.9 %. Кроме того, динамика политических и экономических процессов, направленная на интенсификацию внутрирегиональных связей в Восточной Азии и усиление взаимодействия (прежде всего экономического) со смежными региональными пространствами, позволяет говорить о процессе формирования макрорегиона «Большой Восточной Азии» в как возможного прообраза одного из новых полюсов международных отношений. При этом очевидно стремление стран региона закрепить достигнутые успехи. Именно на это была нацелена, в частности, и повестка дня, предложенная Республикой Кореей для саммита Большой двадцатки в Сеуле в ноябре этого года. Она включала в себя задачи формирования региональных и глобальных сетей финансовой безопасности, сокращения разрывов в уровнях развития между странами региона и в мире в целом, усиления роли частного бизнеса в посткризисном развитии.

С другой стороны, региональная ситуация отличается так называемым «политико-экономическим парадоксом». Этот парадокс означает, что успешное и быстрое экономическое развитие по-прежнему происходит на фоне хронически нестабильной политической обстановки. Последняя, в свою очередь, характеризуется набором региональных противоречий, территориальных проблем, ростом военных расходов стран региона и серьезным характером корейской ядерной проблемы, процесс решения которой приобрел затяжной характер. Недавнее обострение корейской проблемы связано, в частности, с двумя событиями: появившейся информацией о наличии у Северной Кореи центрифуг по обогащению урана, а также последствиями ноябрьского артиллерийского обстрела Северной Кореей острова Ёнпхёндо и последовавшими за этим совместными военными учениями США и Республики Кореи.

Параллельно с этими событиями активизировался и процесс дипломатических консультаций участников приостановленных шестисторонних переговоров как на двусторонней и трехсторонней основе, так и в рамках Совета Безопасности ООН.

С точки зрения взаимодействия России и стран Восточной Азии уходящий год также оказался примечательным в силу ряда причин. Во-первых, России удалось повысить уровень своей институциональной вовлеченности в многосторонние диалоговые форматы в регионе. В частности, в октябре 2010 г. Россия вошла в АСЕМ, членства в котором она добивалась на протяжении уже многих лет. Кроме того, Россия, наравне с США, была приглашена принять участие в Восточноазиатском саммите. В ноябре Дмитрий Медведев принял участие во встречах двух значимых форматов многостороннего сотрудничества глобально-регионального уровня – саммите Большой двадцатки в Сеуле и саммите АТЭС в Йокогаме.

Во-вторых, достаточно очевидно наметилась тенденция наполнения уже традиционных партнерских отношений реальным практическим содержанием. Не вдаваясь в подробности динамики двусторонних отношений России со странами региона, можно отметить несколько интересных деталей. Так, например, помимо договоренностей по вопросам энергетического сотрудничества и инвестиций одним из результатов российско-китайских встреч на высшем уровне осенью этого года стало соглашение об увеличении расчетов в национальных валютах, что говорит о поиске Россией и Китаем дополнительных резервных экономических инструментов в условиях посткризисного развития.

Кроме того значительно расширилась повестка дня взаимодействия России со странами АСЕАН, куда были включены вопросы совместных экономических проектов и углубления энергетического сотрудничества. К примеру, по итогам визита Дмитрия Медведева во Вьетнам в октябре 2010 г. была достигнута договоренность об участии «Росатома» в строительстве АЭС в этой стране. Данное соглашение примечательно тем, что сопряжено с целым рядом других совместных проектов в научно-технической, образовательной и других областях. Возможно, что подобный подход окажется перспективным для расширения сотрудничества России и с другими странами Юго-Восточной Азии.

В целом же, подводя итоги прошедшего года, можно отметить, что у России появились достаточно ощутимые шансы подтвердить статус «системного партнера» восточноазиатских стран не на словах, а на деле.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу