Инновационное лидерство требует не останавливаться на достигнутом

07.02.11
Эксклюзив

Инновационное лидерство требует не останавливаться на достигнутом

Эксперты МГИМО: Харкевич Максим Владимирович, к.полит.н.

«Инновация отличает лидера от догоняющего»
Стив Джобс

Способность создавать новые технологии и новые продукты, способность стать инновационным классиком, формирующим тренды развития и направления мысли своих конкурентов — все эти качества составляют отличительный признак действительных лидеров. Именно к такому инновационному лидерству стремится МГИМО на рынке образовательных услуг. На этом пути было сделано уже многое. Оценить промежуточные результаты и перспективы приложенных усилий в определенной степени позволяют различные рейтинги.

Следует оговориться. Отдельно взятый рейтинг не может в полной мере отражать множество различных сторон деятельности такого крупного вуза, как МГИМО, который активно проявляет себя не только в сфере образования, но и науки. Кроме того, как правило, многие рейтинги грешат ангажированностью, некоторые из них создаются специально для укрепления позиций их создателей относительно конкурентов. Тем не менее, рейтинги занимают все более значимое место в информационном пространстве, поэтому обращать внимание на свое отражение пусть даже и в кривом рейтинговом зеркале иногда стоит.

Рассмотрев разнообразные рейтинги, упоминающие МГИМО, можно выделить ряд направлений, по которым достигнуты убедительные результаты.

— Бренд. МГИМО исторически утвердился в образе элитного учебного заведения, дающего своим студентам высококачественное образование. Поступить в МГИМО — заветная мечта многих лучших выпускников средних школ и гимназий. Так, в рейтинге гуманитарных вузов по среднему балу ЕГЭ абитуриентов МГИМО занимает уверенное лидерство. Укрепляют бренд МГИМО и его выпускники. Школьная элита превращается впоследствии в элиту политическую. По количеству выпускников, составляющих политическую элиту России, наш вуз стоит на третьем месте после Санкт-Петербургского госуниверситета и МГУ.

— Прозрачность. Доверие — один из наиболее ценных ресурсов в современной инновационной экономике. МГИМО стремиться быть максимально прозрачным для абитуриентов и своих студентов. В частности, портал www.mgimo.ru признан Общественной палатой РФ в качестве одного из наиболее прозрачных вузовских сайтов с точки зрения полезности размещенной на портале информации для абитуриентов в период поступления.

— Карьерный успех выпускников. Выпускники МГИМО не испытывают сложности с трудоустройством, чему способствует не только авторитет диплома МГИМО, но и деятельность специальных подразделений университета. Так, Управление по работе со студентами и выпускниками реализует программу «life long», которая заключается в выстраивании взаимовыгодных отношений с выпускниками на протяжении всей жизни. Более того, компетентностный подход к образованию в МГИМО развивает у студентов именно те навыки, компетенции и умения, которые потребует от них впоследствии работодатель. Поэтому, по данным рекрутингового портала SuperJob.ru, у МГИМО, также как и у МГУ, трудоустраиваются более 80% выпускников, а средняя зарплата работающих по специальности, составляет свыше 70 000 руб. Кроме того МГИМО неизменно занимает первые позиции по количеству финансовых директоров в ведущих компаниях, получивших образование в нашем вузе.

— Языковая подготовка. МГИМО входит в «Книгу рекордов Гиннеса» по количеству преподаваемых государственных иностранных языков. В Университете студенты имеют возможность изучать 53 иностранные языка, включая такие редкие, как урду. Однако МГИМО славится не только количеством преподаваемых языков, но и качеством языковой подготовки. Студенты МГИМО неизменно становятся победителями и призерами различных языковых олимпиад и конкурсов.

— Болонский процесс. МГИМО является одним из лидеров Болонского движения в России. В Университете действует двухуровневая система образования — бакалавриат и магистратура — при этом под руководством Управления научной политики активно реализуется программа по трансформации аспирантуры в полноценную третью ступень образования.

— Информационно-коммуникационное оснащение образовательного процесса. По оценкам независимого рейтингового агентства в сфере образования «НРА РейтОР» МГИМО среди гуманитарных вузов занимает первое место в разделе «ИКТ-Инфраструктура». Это связано с полным проникновением информационно-коммуникационных технологий в организацию всех процессов вуза — учебного, исследовательского, управленческого. В МГИМО действует единственное в России специализированное подразделение — Управление интернет-политики.

Успехи, достигнутые по рассмотренным выше направлениям, необходимо закреплять и развивать. При этом нельзя забывать и о вопросах, требующих дополнительного внимания. Так, например, если взять типовую методику оценки результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, утвержденную приказом Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2009 г. N 406, можно утверждать, что из 7 направлений оценки МГИМО немного отстоит от ведущих вузов по публикационной активности профессорско-преподавательского состава. Сотрудники МГИМО публикуются активно, однако зачастую не в тех изданиях, которые попадают в индексы ведущих мировых баз данных. В упомянутом приказе Министерства образования и науки РФ публикационная активность включает в себя следующие пункты:

а) число публикаций работников научной организации в Российском индексе научного цитирования (далее — РИНЦ), отнесенное к численности исследователей;

б) цитируемость работников научной организации в РИНЦ (общее число ссылок на публикации работников научной организации в РИНЦ);

в) число публикаций работников научной организации в Web of Science, отнесенное к численности исследователей;

г) цитируемость работников научной организации в Web of Science (общее число ссылок на публикации работников научной организации в Web of Science);

д) импакт-фактор публикаций работников научной организации в Web of Science;

е) число опубликованных докладов, тезисов докладов, представленных работниками научной организации на крупных конференциях, симпозиумах и чтениях;

ж) число монографий и глав в монографиях, учебников и глав в учебниках, отнесенное к численности исследователей.

Из приведенного списка видна необходимость сотрудничества с РИНЦ и Web of Science. Web of Science является самой авторитетной в мире базой данных и индексом цитируемости научных журналов. Повысить количество публикаций и цитируемость в изданиях индексируемых РИНЦ и Web of Science можно, по крайней мере, двумя способами.

Во-первых, количественные показатели вузов в данных индексах будут расти, если журналы, выпускаемые вузом, будут в них индексироваться. С РИНЦ ситуация относительно несложная, т. к. в него попадают все журналы, рецензируемые ВАК. Web of Science, напротив, от ВАК никак не зависит и решение о включении того или иного журнала в свою базу принимает самостоятельно на основе довольно жестких критериев. Ваковские журналы, издающиеся в МГИМО, такие как «Вестник МГИМО-Университета», «Право и управление. XXI век», индексируются в РИНЦ, однако в Web of Science нет ни одного журнала МГИМО.

Во-вторых, можно пойти по пути размещения статей сотрудников МГИМО в журналах уже индексируемых РИНЦ и Web of Science, особенно это относится к последней базе данных. Хорошая публикация в авторитетном международном журнале с высоким импакт-фактором может быть в разы больше процитирована, чем материалы всего журнала, недавно попавшего в Web of Science. Именно этим путем идут многие вузы. Не секрет, что в Высшей школе экономики исследователи, опубликовавшие статью в журнале, индексируемом в Web of Science, получают дополнительные надбавки к заработной плате. Кроме того, сотрудники данного вуза активно участвует в различных международных конференциях и семинарах, организуемых компанией Thomson Reuters, владеющей Web of Science, что позволяет им делиться опытом и повышать наукометрические показатели вуза. К сожалению, следует отметить, что МГИМО даже не имеет подписки на Web of Science.

Необходимо ликвидировать отставание МГИМО по направлению «публикационная активность» от других ведущих вузов. Применять можно обе описанные выше стратегии, но акцент следует, вероятно, все же сделать на второй стратегии как многократно проверенной и наиболее эффективной.

Инновационное лидерство требует не останавливаться на достигнутом, смотреть вперед, формировать новые тренды и быть особенно чувствительны к возможным недочетам, предупреждая их развитие в серьезные проблемы.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу