Обновленная торговая политика ЕС — инструмент реализации политики экономического роста

11.02.11
Эксклюзив

Обновленная торговая политика ЕС — инструмент реализации политики экономического роста

Эксперты МГИМО: Исаченко Татьяна Михайловна, д.экон.н., доцент

В начале февраля 2011 года Комиссар Еврокомиссии Карел де Гюхт выступил на заседании Экономического и Социального комитета с речью, в которой определил новые цели и ориентиры европейской торговой политики. После вступления в силу Лиссабонского договора торговая политика ЕС должна стать не только инструментом реализации интересов европейских компаний, но и одним из рычагов общей экономической и социальной политики и быть направленной на создание рабочих мест и повышение уровня жизни, прежде всего в европейских странах, а также в странах- партнерах ЕС по мировому рынку. По глубокому убеждению Комиссара де Гюхта, в сочетании в с эффективной национальной политикой и стратегией развития бизнеса в странах ЕС торговая политика Евросоюза на современном этапе должна способствовать сокращению уровня бедности во всем мире.

Эти выводы были сделаны во многом на основе анализа результатов развития ЕС в 2009–2010 годах, когда в условиях экономического кризиса в регионе существенно сократился внутренний спрос. Подобное развитие событий отчетливо показало, что только ускорение экономического роста в мире в целом и использование преимуществ глобального рынка позволит многим европейским компаниям сохранить свои позиции. В этих условиях для производителей крайне важной задачей становится стимулирование спроса, а также поиск новых рынков сбыта товаров и услуг. В то же время экспорт европейских товаров не может быть эффективным без выработки новой стратегии в отношении импорта. По мнению Комиссара де Гюхта, это предполагает большее открытие европейского рынка, в том числе и потому, что две трети импортируемых товаров поступают на рынок ЕС для дальнейшей переработки и производства других товаров, в том числе и экспортных.

Свою новую концепцию торговой политики Евросоюз опубликовал еще в конце 2010 года. Основными задачами ее развития на период до 2020 года должны стать:

1. Сохранение и строгое выполнение обязательств, которые ЕС принял на себя в рамках соглашений с третьими странами на многостороннем уровне, включая соглашения Дохийского раунда переговоров ВТО.

2. Второй блок важнейших вопросов и задач заключается в реализации нового подхода к развивающимся странам, в том числе реформа Генеральной системы преференций. Это позволит не только учесть все требования переговоров Доха, но и расширить инициативы по поддержке интеграции этих стран в мировую экономику.

3. Третьим важным элементом обновленной внешнеторговой стратегии ЕС является поиск эффективных путей реализации интересов и достижения компромисса с партнерами на двустороннем уровне. Комиссар отметил успешные примеры заключения соглашений о формировании зон свободной торговли с такими странами, как Республика Корея, Перу, Колумбия и страны Центральной Америки. Новые соглашения должны быть подписаны в 2011 году.

Для России обновленная торговая политика ЕС должна стать предметом особого изучения и внимания, поскольку именно Евросоюз является крупнейшим торговым партнером нашей страны, на долю которого приходится примерно 50% товарооборота. Несмотря на активизацию усилий по присоединению России к ВТО и начатые полтора года назад переговоры о вступлении в ОЭСР, двусторонние отношения с ЕС и подписание нового стратегического соглашения должны стать приоритетным направлением внешнеэкономической политики России, а также важным фактором экономического развития и роста в нашей стране.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу