Великая лесная держава и Международный год лесов

16.02.11
Эксклюзив

Великая лесная держава и Международный год лесов

Эксперты МГИМО: Мастушкин Михаил Юрьевич, к.техн.н., доцент

2011 год провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом лесов (Forests 2011). Открытие года состоялось в рамках очередной сессии Форума ООН по лесам (UNFF9), проходившей в Нью-Йорке с 24 января по 4 февраля 2011 г.

Международный год лесов был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией 61/193 от 20 декабря 2006 г. Усиление внимания мирового сообщества к лесным отношениям обусловлено тем, что леса, площадь которых вследствие различных причин ежегодно сокращается, являются системообразующим фактором устойчивого развития, существенно влияя на показатели экономической, социальной и экологической стабильности.

Справка:

По данным ООН леса занимают 31% суши, но только 13% лесов относятся к охраняемым природным территориям. Остальные активно вовлечены в хозяйственную деятельность, ведущую, как правило, к деградации лесных экосистем.

Несмотря на некоторое замедление темпов сокращения площади лесов (с 16 млн га в 90-х годах прошлого века до 13 млн га сегодня), следует признать эти темпы по-прежнему крайне высокими.

Сокращение площадей лесов существенно влияет на качество жизни человечества (1,6 млрд чел. так или иначе зависят от лесной продукции, рекреационной емкости лесных экосистем, возможности осуществления общего лесопользования и т. п., более того, леса являются «домом» для более чем 300 млн. чел., в основном коренных и малочисленных народов).

Состояние лесных экосистем влияет на территориальные водные балансы, биоразнообразие и др.

В последнее время лесные экосистемы активно анализируются как основной фактор борьбы с климатическими изменениями. Так, лесные экосистемы поглощают более 1 трлн тонн двуокиси углерода, а снижение площади лесных насаждений в указанных выше количествах приводит к увеличению эмиссии парниковых газов до 20%.

Не случайно механизмы действия Киотского протокола подразумевают развитие системы углерододепонирующих насаждений. На 16-й Конференции стран-участниц Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Канкуне (Мексика), завершившей свою работу 10 декабря 2010 года, особо подчеркивалось, что первоочередные усилия по стабилизации климатической ситуации должны касаться, в частности, сокращения эмиссии от вырубки лесов и лесной деградации.

Взгляды энвайронменталистов, озабоченных проблемами сохранения и восстановления лесных экосистем, обращены и на Российскую Федерацию, одним из основных природных ресурсов которой является лес.

К сожалению, ни специально уполномоченный орган в сфере лесных отношений, ни Правительство России до сих пор не предприняли значимых шагов по разработке списка национальных мероприятий в рамках Международного года лесов.

Несмотря на то, что Форум ООН по лесам включал в себя сегмент высокого уровня с участием глав государств и правительств, руководителей природоохранных и лесных ведомств государств, а официальная церемония открытия Международного года лесов открылась обращением Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна к участникам форума, российская делегация была представлена на Форуме в основном должностными лицами Рослесхоза, а ее главой был статс-секретарь — заместитель руководителя Рослесхоза А.В. Панфилов.

Относительно невысокий официальный статус делегации не позволил России сделать ряд важных заявлений, имевших бы широкий резонанс, относительно важности для России и всего мирового сообщества национальных лесных экосистем. Российской делегации не удалось привлечь внимание к инвестиционной емкости лесного хозяйства, вновь подтвердить национальную позицию о необходимости учета поглощающей емкости лесов и кислородопродуктивности при разработке нового климатического соглашения, обратить внимание на пограничное сотрудничество в рамках охраны лесов и создание системы противодействия обороту нелегальной древесины и др.

Вызывает удивление и позиция российского правительства, рассмотревшего на заседании Президиума Правительства Российской Федерации 29 декабря 2010 года вопрос «Об исполнении резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о провозглашении 2011 года Международным годом лесов». Президиум принял по этому вопросу проект распоряжения, но не вернулся по сей день к принятию самого распоряжения. В то же самое время исполнение указанной выше резолюции подразумевает создание на национальном уровне специального организационного комитета, утверждение национального плана мероприятий, а также определение основных аспектов организационно-технического и финансового обеспечения оргструктуры. Нет никакой информации о Международном годе лесов и в официальных публикациях Рослесхоза, административный статус которого был серьезно усилен передачей его в прямое ведение Правительства РФ в связи с событиями лета 2010 г.

Опять же к сожалению, такая ситуация характерна для практики исполнения на национальном уровне международных обязательств и решений межправительственных организаций в природно-ресурсной сфере. Можно привести не один десяток примеров, когда идеологи «модернизации» и «оптимизации» государственного управления в рассматриваемой сфере забывали о международных обязательствах, вследствие чего имидж страны серьезно страдал, более того, мы не получали тех экономических, политических и социальных выгод, какие могли бы иметь в связи с исполнением этих обязательств и договоренностей.

Так и лесная отрасль народного хозяйства (именно народного, так как собственность на лесные ресурсы в основном принадлежит государству) находится под давлением новой экономической элиты, стремящейся использовать ее не в интересах устойчивого экологобезопасного развития (что, безусловно, потребует дополнительного финансирования отрасли), а в собственных интересах.

В настоящее время государству следовало бы задуматься о том, что дают ему ресурсы экосистем с точки зрения долгосрочного социально-экономического развития.

Прежде всего, следует оценить, какие ресурсы будут востребованы на рынке в средне- и долгосрочной перспективе, особенно когда резко падает потребление отечественных нефти и газа и других экспортируемых первичных ресурсов, средства от продажи которых на внешнем рынке в основном наполняют бюджет страны. В ближайшей перспективе получат свое стоимостное, причем весьма существенное, измерение такие ресурсы как вода, атмосферный воздух — и лесные ресурсы. Речь идет о различных полезных для общества свойствах лесных экосистем (см. справку выше), в т. ч. возрастающей стоимостной оценке их рекреационной и продуктивной емкости. Особое внимание уделяется и возможности использования продукции лесной промышленности в качестве энергетического ресурса. Например, многие индивидуальные домохозяйства в развитых европейских странах перешли от использования ископаемого топлива на использование древесных пелет, что при современном технологическом уровне домовых энергетических установок позволяет резко снизить суммарное воздействие на окружающую среду, меньше зависеть от импорта энергоресурсов, утилизировать отходы и др.

Отсутствие рыночной стоимостной оценки леса приводит к смене приоритетов хозяйственной деятельности и возможности получения дополнительных сверхдоходов от антиэкологичной хозяйственной деятельности.

Справка:

1. Лесные пожары лета 2010 г. нанесли значительный материальный ущерб лесной отрасли. По оценке МЧС России на начало сентября площадь лесных пожаров составляла 1,8 млн га, позже она была скорректирована до 2.1 млн га. Оценка специально уполномоченными органами ущерба составила 85,5 млрд руб.

По независимой оценке Всемирного центра мониторинга пожаров, площадь лесных пожаров на территории России летом этого года составила 15 млн га. А каков реальный ущерб? Его можно оценить, исходя из рыночной стоимости лесных ресурсов и их восстановления. По данным Центра охраны дикой природы он может составлять от 25 тыс. долларов США за 1га. Таким образом, суммарная оценка ущерба составляет фантастические 375 млрд долларов США. При этом добавленный ущерб от потери видового разнообразия, рекреационной и продуктивной емкости лесов и т. п. может привести к многократному увеличению оценки ущерба, учитывая сроки полноценного восстановления лесных экосистем.

Не секрет, что лес часто поджигается намеренно (причем это не только российская проблема) для высвобождения территорий, особенно вблизи больших городов под коммерческую застройку, для использования в хозяйственных целях горелой древесины, получаемой по демпинговым ценам и т. п.

2. Один из самых скандальных транспортных проектов последнего времени — прокладка скоростной трассы Москва — Санкт-Петербург через Химкинский лес — стал возможен во многом в связи с несправедливой оценкой ущерба, нанесенного предстоящей вырубкой более 100 га леса. Если бы потенциальный ущерб, нанесенный особо ценной (вследствие расположения в непосредственной близости от Москвы) лесной экосистеме оценивался по рыночным критериям, экономически выгоднее был бы любой другой вариант трассы, учитывая даже необходимость компенсационных выплат собственникам сносимых зданий и сооружений, земельных участков и др.

3. Декабрь прошлого года был ознаменован рядом погодных катаклизмов, среди которых выделяется ледяной дождь (ожеледь). Это природное явление, как правило, приводит к существенной деградации лесных экосистем, особенно березовых лесов. В случае промышленно развитых и густонаселенных регионов центральной России ожеледь привела к массовому падению деревьев на линии электропередач. Энергетики утверждают, что для обеспечения в дальнейшем бесперебойного электроснабжения необходимо вырубить порядка 65 тыс. га леса в непосредственной близости от линий, существенно расширив просеки. По оценкам экологов и лесников такая вырубка губительная для леса, так как уничтожается «лесная стена» из самых крепких деревьев. Лишенные защиты деревья, стоящие за этой «стеной», также погибнут, что многократно увеличит нанесенный лесной системе ущерб.

Отметим, что в данном случае приоритет отдается не охране леса, а использованию устаревших средств передачи электроэнергии, отсутствию их обновления, нежеланию поиска новых проектировочных и технических решений, основным критерием принятия которых является минимальное воздействие на окружающую среду.

Следует отметить, что строительство транспортных сетей (от электрических и газовых до автомобильных и железнодорожных, особенно высокоскоростных) наносит непоправимый вред всем видам экосистем. Они ежегодно отступают от этих сетей на значительное расстояние вследствие постоянного воздействия на окружающую среду.

Представленные в справке примеры демонстрируют наше отношение к лесу, сложившееся вследствие различных причин, в том числе иллюзии касательно сверхбогатства российских лесных ресурсов. Но не превратиться ли это сверхбогатство в жалкие угли, заставляющие нас сожалеть об упущенных возможностях получения значительных доходов от общего и специального лесопользования — доходах, которые оцениваются как напрямую (через поступления в бюджеты всех уровней), так и косвенно, например, через вклад в сохранение качества жизни граждан России.

Международный год лесов предоставляет нам уникальную возможность переосмыслить отношение к сложившейся системе лесопользования и подчиненной ей системе лесного управления, а также сформировать приоритеты новой лесной политики, направленной на полноценное, экологически обоснованное, неистощительное развитие лесного хозяйства для полноценного перехода к устойчивому социально-экономическому развитию страны.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу