Мания «викиличия», или Как анонимный сайт МГИМО сам себя «разоблачал»

18.03.11
Эксклюзив

Мания «викиличия», или Как анонимный сайт МГИМО сам себя «разоблачал»

Эксперты МГИМО: Скворцов Ярослав Львович, к.социол.н.

Казалось бы, медийными «утками» уже давно никого не удивишь: рождаются сами и умирают сами. Оставив иногда заметный (пара отставок, пара инфарктов или просто сердечной аритмии), а иногда и вовсе неприметный след: так, «осадочек» на душе… И все-таки природа производства и потребления сенсационной «информации» такова, что на известные личности, на популярные организации и институты, «спрос» был, есть и остается. Особенно, когда на улице — весна. И дни открытых дверей, и скорые выпускные и вступительные, а абитуриент ныне вузам дорог…

Вмешался в историю эту и WikiLeaks: став по сути именем нарицательным, он «заражает» своим примером; о нем все говорят, его все знают…

Так или иначе, но анонсированное на этой неделе начало многотрудной работы ресурса MGIMOLeaks.com, созданного «для борьбы со взятками в университете», не осталось незамеченным коллегами-журналистами. Они охотно цитируют неопознанных преподавателей «некогда престижного вуза», влачащих ныне «жалкое существование» и не желающих больше «молчать». У проекта — говорящая эмблема, недавно использовавшаяся в качестве одного из вариантов (не прошедших, правда, конкурсного отбора) при выборе символа «белой» сочинской олимпиады.

Да-да: скандалы, интриги, расследования…

Сама заявка, сама аналогия с «детищем» Джулиана Ассанжа не только обеспечивает авторам проекта интерес (несколько сот или даже тысяч обращений за какие-то полутора суток), но и возлагает на них колоссальную ответственность перед медийным (прежде всего — блогерским) сообществом: назвался WikiLeaks’ом — «полезай»… за фактами!

Однако никаких «чемоданов компромата» (так и вспомнишь Гдляна и Иванова) у авторов проекта, судя по всему, нет. Напротив, они сами предлагают читателям, уже «купившимся» на призывность имени ресурса, информацией запрашиваемой и анонсированной поделиться. Пока не поделились. Авторы ждут…

Хотя, не лишена оснований версия, высказанная одним из профессиональных участников российского интернет-рынка: сайт с таким именем и с такой направленностью просто «обречен» на популярность (хотя бы на первые пару-тройку дней), а следовательно может представлять из себя весьма востребованный… товар! Возможно, его и создавали для дальнейшей перепродажи («с целью наживы», процитируем старую редакцию отечественного УК)?

Если и так, то продавать надо скорей. Пока «слава», пока аналогия с WikiLeaks сохраняется. Думается, что продукция, больше напоминающая какой-нибудь очередной «компромат.ру», может и вовсе не найти покупателя…

Действительно, сколько уже проектов было («узнай всю правду о МГИМО», «все про преподов» и т. д., и т. п.), и что теперь? Природа спроса на «неорганизованном» блогерском пространстве такова, что суперпопулярная сейчас, в эту минуту тема, сюжет, ресурс, может оказаться на дне читательского (или скорее, пользовательского) спроса уже через пару часов. Посему надо будет предлагать что-то новое; аудитория, глядишь, вновь «поведется»…

Хотя, одну задачу — не самую, мягко говоря, благородную — проект успел решить: многие коллеги-журналисты уже сообщили, что «в качестве создателей сайта выступили его (МГИМО — прим. ред.) преподаватели». Имена? Какие имена: сам ресурс на это указывает. Без всяких имен…

Здесь следует признать, что «медийное» сознание привыкло обобщать, упрощать, стереотипизировать, зачастую искажая истину. Вспомним так называемое «письмо академиков», выступивших, кажется, позапрошлым летом против введения в школе основ православной культуры… Каких «академиков», возмущалась тогда думающая часть общества? Двое, трое, пускай несколько представителей одного сословия, одной корпорации всегда остаются лишь его или ее частью. Однако подача инициативы как позиции всех академиков, то есть всей Академии аудиторию явно дезориентировала…

Так и теперь: проект — дело рук «преподавателей» университета: сколько их? Все разом? Мнение всего трудового коллектива выражают?

Признаться, мы сами с коллегами не стали исключением из правила и успели поинтересоваться теми информационными «крохами», даже «крупицами», которые новый ресурс успел до сведения общественности донести… Вот скажем, заведующий кафедрой экономической теории, рассекающий по Москве на новеньком Bentley… Выяснилось, правда, что водит он шестилетний авто марки Mazda… Что ж, жаль! Мы бы искренне за профессора порадовались, обнови он наконец свой скромный «автопарк»!

Еще в институте нас учили, что задача журналиста — искать ответ на пять главных вопросов (Кто? Где? Когда? Что и Зачем?) и один — основной (Кому все это выгодно?). Думаю, что в отношении первых пяти здесь все… не так уж и интересно, а вот по последнему…

На носу приемка. Абитуриент и родители его — люди пугливые и доверчивые, причем чем неправдоподобней, чем страшнее информация о выбираемом вузе и предстоящих там злоключениях, тем охотней ей (информации) эта аудитория верит.

Так может, это все — для них? Не станем гадать; факты сами все расставят по местам, а МГИМО — вуз по любым меркам информационно прозрачный. Так что авторам MGIMOLeaks.com не позавидуешь. Как минимум, с информационной, с медийной точки зрения…

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу