Обеспечение чистой питьевой водой — одна из важнейших целей Декларации тысячелетия ООН

24.03.11
Эксклюзив

Обеспечение чистой питьевой водой — одна из важнейших целей Декларации тысячелетия ООН

Эксперты МГИМО: Платонова Ирина Николаевна, д.экон.н., профессор

Как и ежегодно, по рекомендации Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) с 1993 г., 22 марта в мире отмечался Всемирный день воды, позволяющий напомнить не только о важности проблемы обеспечения пресной питьевой водой всех жителей Земли, но и о необходимости осуществлять комплексное управление пресными водными ресурсами.

Вода наряду с продовольствием является необходимым условием для выживания и здоровья человека, но именно без воды невозможно сохранение природных экосистем, экономическое и социальное развитие на Планете. Поэтому проблема обеспечения питьевой водой и доступ к ее потреблению признается наряду с обеспечением прав человека одной из важнейших целей Тысячелетия в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН в 2000 г.

Тревога о возрастающей нехватке питьевой воды связана не только с результатами изменения климата, но и с деятельностью человека, приводящей к сокращению имеющихся водных ресурсов из-за загрязнения и деградации пресноводных экосистем, а также из-за неконтролируемой урбанизации и изменений в землепользовании. По данным ООН существует достаточно мрачная перспектива того, что более чем 2,8 миллиарда человек столкнутся с серьезным дефицитом воды к 2025 году.

Понимание того, что при благоразумном использовании вода обеспечивает урожаи, здоровье, процветание и изобилие народов и наций Земли, а отсутствие воды или нерациональное использование водных ресурсов ведет к нищете, болезням, к эрозии, заболачиванию, деградации окружающей среды и конфликтам между людьми, является основанием для включения вопросов о пользовании и сохранении водных ресурсов в повестку дня большого числа международных организаций.

Эффективное управление глобальными водными ресурсами вносит свой вклад в укрепление мира, безопасности, сотрудничества и дружеских отношений между народами в соответствии с принципами справедливости и равноправия, что полностью согласуется с целями и принципами ООН, сформулированным в Уставе ООН и Декларации ООН о правах человека.

На реализацию этих принципов нацелен механизм, «ООН — водные ресурсы», координирующий действия 26 международных организаций (ВМО- Всемирная метеорологическая организация, ВОЗ, Всемирный банк, ФАО и др.) в системе ООН, способствующий решению задач области водоснабжения и санитарии, обозначенных в дискуссиях на Всемирных встречах на высшем уровне по устойчивому развитию и Конференциях по климату (очередная из которых состоится в 2012 г. в Канкуне).

Однако, учитывая, что власть над глобальными водными ресурсами поделена между народами мира, сотнями тысяч местных правительств и многочисленными неправительственными и частными организациями, а также большим числом международных органов, поэтому важным шагом стало создание Всемирного водного совета (ВВС), который официально учрежден в Марселе 14 июня 1996 г.

Среди важнейших программ ВВС можно выделить «Вода и политика», рассматривающая политику как процесс, посредством которого формируются, налаживаются и воспроизводятся отношения власти и образуется фон для всех государственных решений и действий в сфере водопользования, решения и выполнения водохозяйственных реформ.

В рамках данного проекта, ВВС и Всемирный союз охраны природы (МСОП) начали выполнять пилотные работы в некоторых странах и бассейнах с целью налаживания диалога между политическими властными структурами и местным техническим персоналом. Выборочные районы диалога расположены в Мексике (Коста де Чиапас), бассейне реки Пангани в Танзании/Кении, на реке Вольта в Гане и Буркина Фасо и в бассейне реки Меконг (Таиланд, Камбоджия, Лаос, Вьетнам). Такой диалог улучшает совместное водопользование и позволяет разрешать возникающие конфликты.

Другая программа ВВС «Вода и развитие» нацелена на создание условий для обеспечения минимального уровня водохозяйственных услуг и инфраструктуры, которые необходимы для многих отраслей (здравоохранение, промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт и т. д.). В виду широко признанной важности данной программы, она стала одной из 5 главных тем Форума в Мехико (март 2006 г.).

Особый вклад в решение проблем рационального потребления воды вносит программа «Виртуальная вода», речь идет о том объеме воды, который заключен в продовольствии или других продуктах. Например, для производства одного килограмма пшеницы нам необходимо около 1000 л воды, т. е. виртуальная вода этого килограмма пшеницы составляет 1000 л. Для мяса нам необходимо примерно в 5–10 раз больше воды. Потребление виртуальной воды на одного человека, содержащейся в нашем рационе питания, зависит от типа рациона и варьирует от 1 м³/день характерного для рациона, необходимого для выживания, до 2,6 м³/день присущего вегетарианскому рациону и более 5 м³ необходимого для американского рациона с потреблением большого количества мяса. Очевидно, что в результате сокращения продовольственного рациона намного больше воды доступно для других целей.

Кроме того, при торговле продовольственными культурами или любыми другими товарами происходит виртуальный переток воды из производящих или экспортирующих стран в страны, которые потребляют и импортируют эти товары. Страны с дефицитом воды могут импортировать продукты, которые требуют для производства больших объемов воды, вместо того, чтобы производить их у себя. Таким образом, это позволяет импортерам реально сберегать воду, снижая нагрузку на свои собственные водные ресурсы или высвобождать воду для других целей.

На глобальном уровне, проблема торговли виртуальной водой имеет геополитический подтекст: она вызывает взаимозависимость между странами. Поэтому, ее можно рассматривать либо как стимулятор сотрудничества и мира, либо как источник потенциального конфликта.

При реализации концепции «виртуальная вода» ставится цель не только рационального водопользования и сбережения воды в рамках национальной продовольственной и экологической политики, но и создание механизма для стран с дефицитом воды, по производству средств для жизни (используя свои трудовые и природные ресурсы) с целью получения доступа к валютным и международным рынкам, чтобы они могли прокормить себя сами. Именно эта сторона «концепции «виртуальная вода» была отмечена в международной дискуссии, отчет о которой был опубликован в апреле 2004 г. Торговля виртуальной водой может, как усиливать напряженность и потенциал конфликта для стран, зависящих от торговли, так и уменьшать напряженность, но в любом случае увеличивается осведомленность о водопотреблении и экономии воды за счет изменения рациона питания, о необходимости внимания к охране окружающей среды и местной экономике.

Проблемы, возникающие с потреблением питьевой воды и доступом к водным ресурсам рассматривают многие региональные международные организации. Так, например, Международное бюро по водным ресурсам, которое является некоммерческим объединением общественных и частных партнеров, вовлеченных в управление водными ресурсами и охрану из Франции, Европы и во всем мире (на основе двух- и многостороннего сотрудничества организаций, министерств, местных сообществ, водохозяйственных организаций, университетов, технических школ, научных центров, компаний по мелиорации земель, сотрудников системы коммунального водоснабжения, профессиональных объединений и неправительственных организаций) стремится установить реальную партнерскую сеть по водопользованию, учитывает в своей деятельности, в т. ч. и проблему «виртуальной воды».

Наибольшее внимание проблемам питьевой воды уделяется странами, которые совместно используют воды единого водного бассейна, так например в 1972 г. с этой целью была создана Организация по освоению реки Сенегал (ОМВС). Воды реки Сенегал в Западной Африке берут начало в четырех странах (Гвинее, Мали, Мавритания и Сенегал) и протекают по их территории. Поскольку эти страны выражают озабоченность тем, насколько рационально используется данное количество воды и каково ее качество, то данная организация предоставляет информацию о состоянии водных ресурсов и состоянии экосистемы, согласовывают будущие действия по использованию водных ресурсов.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе большую работу по решению общих водных проблем стран региона ведет Азиатско-Тихоокеанский водный форум, который наметил проведение в 2012 г. в Таиланде 2-го Азиатско-Тихоокеанского Водного Саммита (АТВС). Его главной темой станет «Водная безопасность. Руководство и обязательства». Предполагается, что в ходе подготовки к Саммиту будет подготовлена вторую версию публикации «Перспективы развития водного хозяйства в Азии». Средства Азиатского банка развития будут привлечены для решения ряда задач: 1) удовлетворения потребностей хозяйств в воде и обеспечения санитарных условий в обществе в целом; 2) поддержки продуктивной экономики в сельском хозяйстве и промышленности; 3) восстановление здоровых рек и экосистем. Самостоятельным направлением в деятельности АТВС является информационно-аналитическая работа. С этой целью создан Центр знаний Азиатско-Тихоокеанского Водного Форума, начало которому было положено в 2006 г. при поддержке Японии и Азиатского банка развития в целях содействия привлечению и росту инвестиций в водный сектор.

На Ближнем Востоке внимание к воде отражает изречение «Вода — это жизнь». В центре внимания и действий Межисламской сети по развитию и управлению водными ресурсами (МСРУВР) наряду с прикладными исследованиями, находится трансграничный диалог стран, с целью улаживания пограничных трений (между Израилем, Ливаном и Иорданом), формирования политики и разработки программ управления водными ресурсами. Являясь неполитической и некоммерческой организацией, имеющей международный правовой статус, МСРУВР действует с 1987 г. и объединяет 149 организаций-членов, участвующих в решении широкого круга проблем как технического, так и организационного и управленческого характера.

Таким образом, проблемы преодоление дефицита питьевой воды, обеспечение доступа к водным ресурсам и средствам санитарии, создание эффективных финансовых механизмов для комплексного решения вопросов водоснабжения, включая вопросы трансграничного потребления воды, сохранения биоразнообразия, предотвращения загрязнения окружающей среды ставятся как наднациональными так и международными региональными организациями, для достижения одной из основных целей Тысячелетия — обеспечение экологической устойчивости наряду с эффективным экономическим и социальным развитием на Планете.

Изучение требований и подходов международных организаций к вопросам водопользования позволяет по-новому оценить российские программы охраны и потребления питьевых водных ресурсов, разработать предложения по координации действий организаций, участвующих в обеспечении населения питьевой водой, продумать возможности экспорта как пресной воды, так и «виртуальной воды» в условиях роста ее потребления в России и в мире.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу