В центре внимания — торговая политика России

18.04.11
Эксклюзив

В центре внимания — торговая политика России

Эксперты МГИМО: Исаченко Татьяна Михайловна, д.экон.н., доцент

Еще никогда вопросы торговой политики России не находились в центре внимания российской прессы и других масс-медиа, как в последние два года. В то же время за последнюю неделю был поставлен рекорд по числу публикаций и комментариев по вопросам присоединения России к ВТО, отслеживанию хода переговоров, вопросов либерализации торговли в рамках СНГ. Это, безусловно, хороший признак того, что российское общество и, прежде всего бизнес-сообщество, начинает понимать, что нельзя игнорировать те международные соглашения, в которых участвует наша страна.

Попробуем проследить события по порядку.

В самом начале недели российский премьер достаточно остро высказался о проблемах сотрудничества с ВТО и дал указание не соблюдать достигнутые договоренности, поскольку эти обязательства связывают России руки, при этом не обеспечивая никаких преимуществ от существования многосторонней системы регулирования международной торговли. Стоит отметить, что на фоне всех последних событий и усилий ВТО и лично его Генерального Директора Паскаля Лами по достижению результатов Доха-раунда, это заявление прозвучало более, чем резко. С другой стороны, оно имеет под собой определенное обоснование, т. к. процесс присоединения России к ВТО опять наталкивается на проблемы, а значит момент получения выгод от соблюдения правил, похоже опять откладывается.

Попробуем посмотреть, почему очередной раз срываются планы и сроки присоединения России к «клубу», который уже давно не является «элитным», поскольку объединяет 153 страны, как развитые, так и развивающиеся и наименее развитые. Два года назад после долгих лет переговоров Россия как никогда была близка к присоединению. Были достигнуты договоренности с наиболее сложными партнерами по переговорам — ЕС и США, согласованы основные разделы Доклада рабочей группы и оставались лишь вопросы, относящиеся разряду технических. В этот решающий момент было решение форсировать формирование Единого экономического пространства в рамках СНГ и было объявлено о приостановлении переговоров с ВТО и начале переговоров от лица таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Некоторое время ушло на то, чтобы понять невозможность данной процедуры с правовой точки зрения, однако с этого момента создание таможенного союза трех стран стало явным приоритетом торговой политики нашей страны.

Само по себе создание таможенного союза полностью соответствует основным тенденциями регионализации мировой торговли. На сегодняшний день практически все страны ВТО являются членами хотя бы одно регионального соглашения (РТС). Участие в РТС имеет свои очевидные преимущества, однако накладывает на участников и определенные обязательства. Принятие любых обязательств должно иметь четкое экономическое обоснование. Так, многие страны понимают, что за счет РТС они смогут расширить масштабы рынка и создать более крупную производственную базу. Какие-то страны стремятся за счет того же эффекта масштаба сформировать более привлекательную инвестиционную среду. Участие в РТС позволяет усилить позиции его участников на международных переговорах, обеспечить стабильные рынки сбыта на преференциальных условиях.

С этих же позиций и на основе этих же мотивов следует подходить и к участию России в РТС. К сожалению, первые полтора года существования таможенного союза трех стран и проведенные исследования не позволяют говорить об эффектах и существенной экономической выгоде, полученной хотя бы одним из участников. С другой стороны, России пришлось пересмотреть 30 из 42 договоренностей с партнерами по ВТО, которые уже были зафиксированы и имели важное значение для национальной экономики. Казахстан и Белоруссия также не получили значимых результатов, что касается состояния переговорного процесса с ВТО-то оно осталось на прежнем уровне.

Тем не менее, задачи развития таможенного союза и ЕЭП остается приоритетным направлением и также получила дальнейшее развития на прошедшей неделе. Так, в частности Кыргызстан заявил о своем решении присоединиться к таможенному союзу, что еще больше усложняет ситуацию для России, как очевидного лидера в интеграционных процессах. Само по себе присоединение еще одной страны и либерализация торговли с ней можно только приветствовать, если бы не одно «но». С 2001 года Кыргызстан является членом ВТО, присоединившимся на крайне либеральных условиях. Участие Кыргызстана в таможенном союзе может навредить как его основным участникам, так и самой стране, поскольку приведет к пересмотру условий ее участия в сторону ужесточения требований, а для России гармонизация таможенных тарифов ТС с таможенным тарифом Кыргызстана просто невозможна с точки зрения интересов национальных производителей.

Одновременно, на этой же неделе активно обсуждались перспективы участия Украины в таможенном союзе. Следует, однако, учитывать, что для Украины это крайне болезненный и сложный вопрос, поскольку, с одной стороны, либерализация торговли с Россией может потенциально смягчить остроту газовой проблемы, а с другой стороны страна сделала ставку на создание зоны свободной торговли с ЕС и достижение ассоциированного членства в европейском объединении, что соответственно невозможно сочетать с участием в таможенном союзе.

Триумфом же популярности проблематики торговой политики стала публикация информации о том, что 15 апреля 2011 года, (в 17-ю годовщину первого соглашения о создании зоны свободной торговле стран СНГ), состоялось 49-е заседание экономического совета стран Содружества независимых государств, на котором рассматривался проект договора о зоне свободной торговли на постсоветском пространстве, разработанный Министерством экономики России.

Анализируя произошедшее, следует признать, что проблемы совершенствования торговой политики крайне важны и должны составлять основу экономического развития страны в ближайшие 10 лет наряду с вопросами модернизации и создания инновационных предприятий. В глобальной экономике вопросы выбора партнеров в мировой торговле, регулирование торговли и инвестиций не могут быть отделены от решения сложных макроэкономических задач и являются следствием и залогом успеха одновременно.
Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу