Президентские выборы в Нигерии

05.05.11
Эксклюзив

Президентские выборы в Нигерии

Эксперты МГИМО: Рыбина Мария Владимировна, к.ист.н.

16 апреля 2011 года в Нигерии состоялись президентские выборы. Признанные международными наблюдателями наиболее справедливыми в истории страны (которая печально известна традицией фальсификации и подтасовки результатов голосований), выборы президента обернулись массовыми столкновениями на межрелигиозной почве, приведшими к гибели более 500 человек.

Столкновения охватили 14 из 36 штатов страны (главным образом северные штаты Кадуна, Кацина и Замфара), населенные преимущественно мусульманами, которые недовольны исходом голосования и переизбранием на пост президента 54-летнего христианина Гудлака Джонатана. Негодование северян вызвало формальное нарушение негласной традиции, согласно которой пост президента Нигерии по очереди занимают представители мусульманского Севера и христианского Юга. Гудлак Джонатан был приведен к присяге главы государства 6 мая 2010 г. после смерти президента Умара Яр-Адуа, выходца из мусульманского штата Кацина. Таким образом, северяне «потеряли» 5 лет возможного пребывания у власти. Основной противник Гудлака Джонатана — 68-летний генерал Мухаммад Бухари, уже находившейся у власти в 1983–85 гг. — отметил, что ни он, ни его партия «Конгресс за прогрессивные перемены» не причастны к начавшимся беспорядкам, и призвал остановить волну насилия в стране.

Столкновения на межрелигиозной почве в Нигерии могут иметь далеко идущие последствия по ряду причин. Нигерия является крупнейшей африканской страной по численности населения (155 млн человек). Кроме того, население отличает низкий уровень консолидации — в стране насчитывается более 250 народностей и этнических групп. Жители Нигерии исповедуют в основном ислам (ок. 55% населения) и христианство (40%), причем мусульмане занимают преимущественно северные, а христиане — южные территории. Стоит отметить также отсутствие общепризнанных и пользующихся авторитетом населения религиозных организаций. Так, например, христианство представлено разного рода протестантскими деноминациями, христианско-африканскими церквями, а на востоке страны сильны позиции католической церкви. Не стоит сбрасывать со счетов и внешнеполитический аспект: Нигерия находится под пристальным вниманием Запада, что связано с ее богатыми нефтяными запасами. Остро стоит проблема беженцев: по количеству эмигрантов в Европу Нигерия делит лидирующие позиции с Демократической Республикой Конго и Сенегалом. Страна находится в крайне сложном экономическом положении, для нее характерны высокий уровень коррупции и крайне низкая продолжительность жизни.

Исторически Нигерия никогда не представляла собой единого этно-культурного и религиозного пространства. Проникновение ислама и мусульманской культуры в Северную Нигерию началось еще в IX в. В Средние века здесь процветали государства Канем, затем Борну, в нач. XIX в. сложился халифат Сокото. Юг страны долгое время не испытывал прямого воздействия христианства или ислама. Эта территория вошла в зону влияния Великобритании в XIX в., тогда же здесь получило распространение христианство. В колониальную эпоху увеличился разрыв в экономическом и культурном развитии двух частей страны, при этом выходцы с отсталого Севера, как правило, чаще привлекались к работе в колониальной администрации, чем представители более образованного и экономически сильного нефтеносного Юга.

История взаимоотношений независимой Нигерии также полна драматических страниц: попытка создания в Восточной Нигерии независимого государства Биафра в 1967–70 (по разным оценкам, в ходе конфликта погибло ок. 1 млн человек); организация в 1993 г. Движения за выживание народности огони и его конфликт с федеральным правительством; кровавые столкновения в штате Плато в 2001—2004 гг. (погибло несколько десятков тысяч местных жителей); подъем сепаратистских настроений в дельте Нигера в 2000-е гг.; столкновения городе Джосе в ноябре 2008 г. (погиб 381 человек) и др.

Президентские выборы 2011 г. должны были поднять международный престиж Нигерии и стабилизировать внутриполитическую ситуацию. Очевидно, однако, что в стране, столкнувшейся в настоящей момент с огромным количеством нерешенных проблем в разных сферах, даже самые позитивные события (к числу которых, безусловно, можно отнести состоявшиеся выборы) в политической жизни могут обернуться всплеском насилия и привести к самым неожиданным последствиям. Сейчас и Гудлак Джонатан и Мухаммад Бухари выступают за прекращение беспорядков и демонстрируют готовность к мирному диалогу. Их призывы пока остаются не услышанными: страну охватила новая волна межрелигиозных столкновений. В настоящий момент число жертв беспорядков только растет, по сообщениям новостных агентств, Нигерию покинуло уже ок. 40 тыс. человек. В этой связи хотелось бы обратить внимание на ту роль, которую могли бы сыграть различного рода инициативы по оказанию посреднической помощи нигерийцам в налаживании исламо-христианского диалога. Положить конец межрелигиозной розни в таком полиэтничном и поликонфессиональном государстве как Нигерия возможно только в русле диалога культур, обеспечить который необходимо в самое ближайшее время.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу