Долгая дорога в ВТО

20.07.11
Эксклюзив

Долгая дорога в ВТО

Эксперты МГИМО: Исаченко Татьяна Михайловна, д.экон.н., доцент

Несмотря на жаркое лето и период каникул, продолжает развиваться одно из ключевых направлений внешнеэкономической политики России — переговоры по присоединению России к Всемирной торговой организации. Мы попросили эксперта МГИМО, доцента кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей, заместителя декана факультета Международного бизнеса и делового администрирования Татьяну Исаченко рассказать, на какой стадии находится процесс присоединения России к ВТО и каковы перспективы его завершения. Об этом, а также о том, каким образом согласуется с условиями вступления в ВТО создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, — в экспертном комментарии Татьяны Михайловны.

Эта проблематика по-прежнему вызывает массу вопросов у экономистов и политологов — и мнения экспертов, как правило, не бывают нейтральными. Некоторые специалисты убеждены в несвоевременности и ненужности подобного шага со стороны России, объясняя это состоянием структуры внешней торговли и преобладанием в ней сырьевых товаров. Другая группа экспертов утверждает, что присоединение к организации со столь строгими правилами нанесет существенный вред экономике и лишит Россию возможности принимать самостоятельные решения по вопросам регулирования внешнеэкономической деятельности и государственной поддержки отдельных отраслей, главным образом сельского хозяйства. Этой позиции противостоит точка зрения, заключающаяся в признании необходимости скорейшего завершения переговорного процесса и присоединения к ВТО на выгодных для России условиях.

В качестве основного аргумента необходимости участия России в работе ВТО следует привести тот факт, что на сегодняшний день членами этой организации являются 153 страны, на которые приходится 90% мировой торговли. Эти страны торгуют на базе унифицированных правил, составляющих правовую систему ВТО. Помимо контроля за выполнением уже существующих правил и норм, в ВТО идет постоянная работа по выработке новых условий осуществления международной торговли, адаптации мировой торговой системы к тенденциям мирового рынка. Тот факт, что такая крупная страна как Россия не участвует в этих процессах, создает проблемы не только для российских производителей, но и для самой многосторонней торговой системы. Почему?

Во-первых, осуществление внешнеэкономических связей регулируется двусторонними соглашениями с крупнейшими торговыми партнерами (такими как ЕС, США, Индия, Китай и страны СНГ), обусловленными спецификой взаимного сотрудничества. Подобное «многообразие» создает проблемы для национальных субъектов внешнеэкономической деятельности, поскольку требует детального изучения торгового режима в каждом конкретном случае. Переход на использование достаточно универсальных правил ВТО позволит унифицировать и, таким образом, в значительной степени упростить ведение операций. В случае СНГ эта специфика проявляется в глубине и охвате региональных торговых соглашений (РТС), что вполне оправданно, однако основные принципы формирования РТС также определены правилами ВТО и стремлением обеспечить максимальную прозрачность торгового режима.

В качестве второго аргумента следует назвать тот факт, что работа на основе международных правил является важным фактором формирования благоприятного инвестиционного климата, а следовательно, способствует привлечению масштабных инвестиций. Зарубежные инвесторы в один голос уверенно заявляют, что участие России в ВТО сделает экономику страны более предсказуемой и, таким образом, более привлекательной для долгосрочных инвестиционных проектов. В условиях экономического кризиса эта задача становится еще более важной и актуальной.

В-третьих, важной проблемой для России является отсутствие возможности участвовать в формировании международных правил, а точнее говоря, влиять на этот процесс. Ни в одном случае в процессе принятия решений в рамках ВТО, в том числе и в ходе затянувшегося Доха-раунда, интересы России не были учтены. Подобное состояние дел совершенно не может устраивать нашу страну и не способствует продвижению интересов российских производителей и их выходу на внешние рынки.

Для мировой торговой системы участие России в многостороннем системе регулирования способствовало бы достижению большей стабильности.

Что касается перспектив, то фактически все двусторонние переговоры с членами Рабочей группы были завершены уже в 2008 году: были определены условия по доступу на рынок товаров и услуг. Оставались лишь технические вопросы, некоторые из которых решаются в ходе переговоров по сей день. Так, в частности, в конце июня в Женеве и в Вашингтоне прошли многосторонние консультации по докладу Рабочей группы по санитарным и фитосанитарным мерам, определению мясных импортных квот и поддержке сельского хозяйства. В конце июля пройдет следующий раунд сложных российско-грузинских переговоров по присоединению России к ВТО.

Активизировавшийся в 2009 г. процесс региональной интеграции внес коррективы в график присоединения к ВТО, поскольку в связи с созданием Таможенного союза (ТС) были внесены изменения в систему регулирования ВЭД. К настоящему времени Россия передала на наднациональный уровень часть тех компетенций, которые являются предметом регулирования ВТО. Однако надо понимать, что в рамках ТС регулируется только торговля товарами, (а сфера деятельности ВТО распространяется также на торговлю услугами, интеллектуальной собственностью, инвестициями), и полномочия наднациональных органов не позволяют вести переговоры по всем вопросам компетенции ВТО. С июня 2009 года Министерство экономического развития и Комиссия Таможенного союза вели работу по изменению формата переговоров по присоединению к ВТО. В результате был выработан подход, согласно которому де-юре Россия, Казахстан и Белоруссия будут присоединяться как отдельные страны, но де факто по тем позициям, которые входят в ведение ТС, присоединение будет осуществляться на согласованных условиях.

Очень часто возникает вопрос о том, насколько создание ТС согласуется с условиями вступления в ВТО? Как уже отмечалось выше, соглашения Таможенного союза были разработаны на базе норм и правил ВТО. Безусловно, не обошлось и без разногласий, которые осложнили позиции российской стороны и потребовали некоторых изменений. Еще часть вопросов может быть снята в ходе и после присоединения, когда Россия в полной мере примет на себя все обязательства по применению этих соглашений в соответствии с правилами ВТО.

Подготовил к публикации Андрей ЗАВАДСКИЙ,
Управление интернет-политики

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу