Закат общества потребления

15.08.11
Эксклюзив

Закат общества потребления

Эксперты МГИМО: *Коротков Андрей Викентьевич, д.экон.н., к.филол.н.

Заведующий кафедрой глобальных информационных процессов и ресурсов Андрей Коротков — о кризисе доверия и обществе потребления, а также о том, как эти явления связаны с «арабской весной» и протестами в Великобритании.

Злость и растерянность — вот самые сильные чувства, которые владеют сегодня умами отечественных и международных инвесторов. Злость на тех, кто обещал бескрайние денежные пастбища, обернувшиеся загоном для холощения. Растерянность, связанная с кризисом доверия: как превратить во что-то осязаемое нули и единицы на мониторах компьютеров, совокупность которых сегодня принято называть электронными деньгами?

То, что переживают сегодня мировые рынки, является типичным кризисом доверия. Человеческая цивилизация, мировая и отечественная финансовая система, вся наша жизнь основаны на доверии, и именно доверие стало в последние дни самым привлекательным товаром и большим дефицитом.

Что такое современные деньги? Это договоренность между участниками о том, что нечто эквивалентно чему-то. Бусы, раковины, бумажные банкноты, нефть в танкерах и зерно на элеваторах, единицы и нули на экранах мониторов — все это элементы договоренностей, основанных на взаимном доверии. Когда стороны начинают шельмовать, возникает кризис доверия и вытекающие из него неприятные последствия.

Более 10 лет назад европейские страны, объединившиеся в зону единой валюты, договорились о правилах формирования своих бюджетов. Подписали бумаги о том, что долги и инфляция не должны превышать некоторых пределов. Они доверяли друг другу и не предусмотрели ни механизмов контроля, ни карательных мер на случай нарушения кем-то единых для всех правил. Сегодня былое доверие ушло, и на лицах европейских лидеров вместо улыбок мы видим злость и растерянность.

США в течение десятилетий является не только производящим лидером мировой экономики, но и крупнейшим ее должником. Пока существует вера в экономическую мощь лидера и есть надежда на то, что США за все заплатит, — механизм работает. Но вот сегодня вера пошатнулась: а что, если Америка не сумеет рассчитаться с долгами? Не администрация президента Обамы придумала «правила игры», но нынешний президент может стать жертвой неверно сформулированных правил.

Бизнес интернационализировался — сегодня экономика некоторых транснациональных холдингов превосходит по размерам экономики большинства отдельно взятых стран. Но эти транснациональные гиганты действуют по современной «западной» модели, и их деятельности присущи все пороки модели потребления.

Какими бы эпитетами ни характеризовали современное общество — постиндустриальное, информационное, основанное на знаниях общество, — самым обобщающим определением будет «общество потребления». В потреблении, выходящем за рамки борьбы за физическое существование, в различной степени участвует подавляющее большинство населения. За последние 40 лет личные расходы на товары и услуги во всем мире возросли более чем в семь раз. Статус человека в современном обществе, как правило, определяется тем, как много он потребляет, будь то продукты питания, вещи, услуги. Даже образование и сами знания обратились в ходовой товар, за который надо платить все больше и больше. Появились лидеры «новой экономики», ничего не производящие сами и торгующие знаниями и услугами. По таким же критериям в заничительной степени определяется статус компании или корпорации. Пока тебе доверяют, никто не спрашивает, сколько ты должен. Будучи должником-миллиардером, ты можешь даже фигурировать с списках богачей, составляемых известными журналами.

В звоне бьющихся витрин в лавках британских пригородов, также как и в молодежных протестах «арабской весны», явно слышно несогласие молодых с предлагаемой им моделью построения жизни, где экономическая система тесно переплетается с культурой потребления. Бизнес производит такие феномены культуры как вкусы, желания, ценности, нормы поведения, интересы. Важную роль в этом играет реклама, проникающая в самые глубокие социальные слои. Молодежью сегодня движет все то же недоверие — к старшим, к властям, к СМИ, к политикам. Монополия на знания, модель получения образования, навязывание жизненного пути — вот против чего выступает молодежь. Скоро молодые люди обретут своих политических лидеров — и мы услышим их голоса.

Падение индексов покупательской активности, который фиксируется в большинстве стран, является плохой новостью для флагманов промышленности, ориентированной на потребителей. Но это же является и хорошей новостью для тех, кто пытается реформировать общество потребления, изменить траекторию развития современного общества.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу