Лекция Алека Росса: вопросы студентов могли бы содержать побольше перца

31.10.11
Эксклюзив

Лекция Алека Росса: вопросы студентов могли бы содержать побольше перца

Эксперты МГИМО: *Коротков Андрей Викентьевич, д.экон.н., к.филол.н.

Алек Росс к cвоим 39 годам сделал впечатляющую карьеру от школьного учителя до старшего советника по инновациям государственного секретаря США Хиллари Клинтон. Своими впечатлениями о его лекции в МГИМО мы попросили поделиться заведующего кафедрой глобальных информационных ресурсов Андрея Короткова.

— Андрей Викентьевич, когда-то Вы были начальником Департамента правительственной информации Аппарата Правительства РФ, часто проводили брифинги для прессы, в Ваши обязанности входило оглашать официальную позицию Российской Федерации по вопросам текущей политики. Как Вы оцените мастерство Алека Росса в этом качестве?

— Алек Росс, на мой взгляд, хорошо справился со своей миссией. Его задачей, как лектора, выступающего перед сложной аудиторией, было не провоцировать слушателей на горячую дискуссию, в то же время говорить ярко, приводить нужные примеры и цитаты. В этом смысле он отлично подготовился.

— Что Вам понравилось в его лекции больше всего?

— Он просто фонтанировал скрытыми цитатами, обращаясь к эрудиции подготовленных слушателей. Его исторические примеры о Древнем Египте, Риме и средневековой Европе опирались на недавнюю очень интересную книгу Иена МакНилли и Лизы Волвертон «Reinventing Knowledge: From Alexandria to the Internet», он по памяти цитировал Президента Рузвельта. В этом смысле его лекция, может быть, и не содержала революционных идей, но была отлично структурирована.

— Вам понравились вопросы, которые задавали Алеку Россу наши студенты?

— По правде говоря, эти вопросы могли бы содержать побольше перца. Я объясняю это тем, что лекция — это не пресс-конференция; журналистов в аудитории было немного, а умение задать острый и неудобный вопрос, облеченный в изысканную вежливую форму — это большое искусство, которым будущим дипломатам и бизнесменам надо владеть в совершенстве. На мой взгляд, выходом могло бы стать создание в МГИМО «Открытого дискуссионного клуба». Я видел такой в Стамбульском университете Кадир Хас. Одна из аудиторий университета превращена в арену с трибунами, где студенты разворачивают нешуточные словесные баталии.

— Как реагировал Алек Росс на Ваши вопросы?

— Я процитировал статью из газеты «Financial Times» от 6 октября 2011 года. В ней автор передал свое личное впечатление о том, что те пользователи интернета, которое не смотрят порно, играют в «Angry Birds». Я спросил Алека, согласен ли он с таким провокационным заявлением. Алек отшутился, спросив меня, к какой категории из двух перечисленных я отношу себя. Это один из классических способов уйти от ответа, хотя я ему, по сути, подыгрывал, открыл поле для полемики.

— В чем заключается секрет мастерства пресс-секретаря, выступающего перед публичной аудиторией-то, что по-английски называется spokesperson?

— Вы должны подготовиться к выступлению, обсудить ключевые тезисы с вашим руководителем. Нужно отдавать себе отчет в том, что вы говорите не от себя, а от имени другого человека, организации или правительства. Ни шага в сторону, никаких личных мнений и амбиций — лишь оглашение официальной позиции. Алек Росс не является federal spokesman; напомню, что он советник по инновационным технологиям, поэтому в своих комментариях о гибели М.Каддафи он позволил себе дать личную негативную оценку широкой трансляции леденящих душу кадров. Если бы он был в официальном статусе, ему пришлось бы ограничиться констатацией того, что все зверства были сделаны самими ливийцами и ими же опубликованы. Тиражировали же их СМИ, и это их сфера ответственности. Как профессионал, считаю, здесь есть тема для глубоких размышлений о положении дел в современных масс медиа.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу