Новый виток протекционизма в странах G20

02.11.11
Эксклюзив

Новый виток протекционизма в странах G20

Эксперты МГИМО: Исаченко Татьяна Михайловна, д.экон.н., доцент

В октябре 2011 г. Европейская комиссия представила доклад, в котором проанализированы итоги сокращения торговых барьеров, введенных в целях поддержки национального экономического развития в период обострения кризиса. Полученные выводы не оставляют сомнений: мировая торговля стоит перед лицом нового витка протекционизма. Это имеет большое значение для России как участника G20 и перспективного члена ВТО, считает эксперт МГИМО, доцент кафедры МЭО и ВЭС Татьяна Исаченко.

В докладе, подготовленном экспертами Европейской комиссии и представленном широкой общественности в октябре 2011 г., отмечается крайне незначительный прогресс в сокращении торговых барьеров, которые большая часть стран двадцатки ввела в период глобального финансового кризиса. Все эти ограничения были введены в качестве составной части пакета антикризисных мер и по решению одного из саммитов G20 могли быть сохранены до того момента, когда в странах-участницах будет преодолен экономический спад. Тем не менее, несмотря на хоть и невысокие, но все же положительные показатели экономического роста, достигнутые по итогам 2010 года, ослабление протекционизма не наступило — и страны продолжают сохранять существенные ограничения по большому числу позиций. В докладе отмечается, что в ближайшее время государствам-членам G20 придется жестче следовать взятым на себя обязательствам не вводить новых ограничений после кризиса.

В представленном докладе говорится, что с октября 2008 г., когда Европейская комиссия начала мониторинг, было введено не менее 424 ограничительных мер. Только за последние 12 месяцев страны ввели 131 новое ограничение, отменив при этом лишь 40 мер.

Эти опасения отчетливо прозвучали в выступлении Комиссара ЕС по торговле Карела-де-Гюхта, который заявил: «Протекционизм представляет собой реальную угрозу для восстановления экономики. Я обеспокоен тем, что общая картина не улучшилась и что наши партнеры принимают все больше мер, ограничивающих торговлю. В связи с этим ЕС будет продолжать, в ходе как двусторонних, так и многосторонних консультаций, напоминать своим партнерам о необходимости придерживаться взятых на себя обязательств по сокращению барьеров в торговле.»

Опубликованный доклад является уже восьмым в серии периодических докладов, подготовленных Генеральным директоратом по торговле Европейской комиссии для оценки тенденций протекционизма в мировой торговле. Подготовка докладов была начата в октябре 2008 г. после острой фазы финансово-экономического кризиса. Целью этих докладов было проводить регулярную оценку соблюдения странами-членами G20 обязательств не прибегать к ограничительным мерам и безотлагательно сокращать уже имеющиеся меры, в соответствии с договоренностями, которые страны приняли на вашингтонском саммите G20 в ноябре 2008 г.

На саммите «двадцатки» в Лондоне в апреле 2009 г. страны-члены G20 договорились о последовательной отмене ограничений, введенных с начала кризиса. На последующих саммитах, включая саммит G20 в Сеуле в ноябре 2010 г., срок выполнения обязательств был продлен до 2013 г., была подтверждена приверженность существующим намерениям по снижению цен и выдан мандат ВТО, ОЭСР и ЮНКТАД на проведение мониторинга и ежеквартальную подготовку публичных докладов по развитию ситуации.

Как утверждают эксперты ЕС, европейские страны твердо придерживается взятых на себя обязательств. В то же время торговую политику ЕС нельзя назвать либеральной: до сих пор нет окончательных результатов по облегчению доступа на рынок сельскохозяйственных товаров, по-прежнему существуют строгие сертификационные требования в отношении химической продукции. Тем не менее, в дополнение к мониторингу, проводимому ВТО совместно с ЮНКТАД и ОЭСР, Генеральный директорат по торговле Еврокомиссии готовит собственный доклад, который считается основным инструментом мониторинга и оценки риска протекционизма и информационного обеспечения лиц, принимающих политические решения. В докладе проанализированы меры торговой политики 30 основных торговых партнеров ЕС, включая страны-члены G20: Алжир, Аргентина, Австралия, Беларусь, Бразилия, Канада, Китай, Эквадор, Египет и т. д.

На основании доклада ЕС можно сделать следующие выводы, представляющие наибольший интерес с точки зрения выявления основных тенденции развития мировой торговли:

— С октября 2010 г. по 1 сентября 2011 г. торговыми партнерами ЕС было введено 131 новое ограничение. Общее количество действующих барьеров с начала кризиса достигло 424 (год назад эта цифра составляла 333).

— Высокие темпы экономического роста во многих странах, особенно развивающихся, не стали катализатором перелома вышеуказанной тенденции, учитывая, что на текущий момент всего около 17% (76) ограничительных мер были отменены (или их действие было приостановлено). Темпы выполнения обязательств по сокращению барьеров странами-членами оказались значительно ниже ожидаемого уровня.

— Новая промышленная политика некоторых стран-членов G20 вызывает обеспокоенность с точки зрения обеспечения свободы торговли и инвестиций, поскольку зачастую основывается на импортозамещении, требованиях по локализации производства и ограничительных мерах в сфере госзакупок. В развивающихся странах значительное количество ограничительных мер зафиксировано в национальных планах развития промышленного производства.

Барьеры в торговле варьируются от ограничений на импорт или экспорт (в форме специальных защитных мер, таких как повышение импортных/экспортных пошлин либо изменение квот) до так называемых мер «behind-the-border» (технические торговые барьеры в форме оценки соответствия и требований по сертификации, применяемых в отношении импортируемых товаров или выходящих за рамки международной практики и требований и, тем самым, создающих дополнительные проблемы для доступа на рынок). Так, например, Аргентина продолжает устанавливать цены на импортируемые товары, которые являются базовыми для оценки таможенной стоимости и, следовательно, исчисления пошлин; Индия, серьезный игрок на мировом рынке стали, повысила экспортную пошлину на железную руду; Индонезия продолжает применять обязательные национальные стандарты, отличающиеся от международных и требующие проведения оценки соответствия в индонезийских лабораториях; некоторые страны ужесточили ограничения в сфере госзакупок в пользу национальных поставщиков. За прошедшие 12 месяцев Бразилия ужесточила налогообложение автомобилестроительных производств с недостаточным уровнем локализации, тем самым нарушив принцип национального режима.

Учитывая тот факт, что на современном этапе экономического развития все чаще звучат мнения о том, что мировая экономика, очевидно, еще не преодолела кризисные тенденции и может снова вступить в фазу обострения экономических проблем, можно полагать, что перечень опасений Еврокомиссии не является исчерпывающим и может быть дополнен новыми примерами. Именно на этом фоне уже весной следующего года Россия имеет реальный шанс стать полноправным участником многосторонней торговой системы, а значит, окажется вовлеченной в переговоры по либерализации мировой торговли.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу