Шариат в Нигерии: очередной всплеск напряженности

07.11.11
Эксклюзив

Шариат в Нигерии: очередной всплеск напряженности

Эксперты МГИМО: Рыбина Мария Владимировна, к.ист.н.

4 ноября в нигерийских городах Даматру, Майдугури и некоторых других населенных пунктах прогремела серия взрывов. По сообщениям новостных агентств, в результате атаки террористов погибло 150 человек, были разрушены полицейские участки, военная база, несколько церквей.

Ответственность за взрывы взяла на себя радикальная исламистская группировка «Боко Харам» (в переводе с языка хауса — «Западное образование — грех»). В интервью нигерийской газете «Daily Trust» представитель «Боко Харам» заявил, что его организация готовит новые нападения на государственные объекты. «Боко Харам» была создана в 2002 г. Ее лидеры выступают против светского образования и требуют введения норм шариатского права на всей территории страны. «Боко Харам» печально известна многими терактами — 26 августа ее боевики взорвали бомбу у представительства ООН в Абудже, тогда взрыв унес жизни 24 человек.

Нигерия является самым густонаселенным государством Африки (154,6 млн человек, 2011 г., оценка). Ее жители исповедуют в основном ислам (ок. 51% населения) и христианство (48%, католики 13,5%, протестанты 15% — по данным на 2003 г.: в период общенациональной переписи 2006 г. вопросы об этнической и религиозной принадлежности были опущены как способные породить столкновения и сорвать ее проведение). Нигерия поделена на 36 штатов, с учетом этнического и конфессионального состава, однако большая часть штатов остается полиэтничными. Мусульмане преобладают на севере и на юго-западе, подавляющее число христиан живет на юго-востоке и западе, сторонники традиционных верований рассеяны по стране.

В 1979 г. в ходе подготовки нового проекта конституции Нигерии на обсуждение был вынесен вопрос о возможности утверждения принципов шариатского права в главном законе страны. По его результатам в конституцию был включен пункт, согласно которому по усмотрению властей штатов там могли создаваться апелляционные суды шариата. Введения этого положения вызвало недовольство со стороны христианской общины, не раз выливавшееся впоследствии в серьезные столкновения на межрелигиозной почве.

В 1999 г. после принятия новой конституции страны, оставившей в силе положение о шариатских судах штатов, конфликт вокруг вопроса о правомерности введения норм мусульманского права разгорелся вновь. Поводом к очередному витку напряженности стало учреждение в 2000 г. в преимущественно мусульманском штате Замфара шариатских судов, к ведению которых были отнесены не только частные, но и уголовные дела, рассматриваемые ранее исключительно в порядке светского судопроизводства. К 2009 г. шариат применялся уже в девяти нигерийских штатах: Замфара, Кано, Сокото, Катцина, Баучи, Борно, Джигава, Кебби, Йобе. В штатах Кадуна, Нигер и Гомбе шариат практикуется в районах с преобладающим мусульманским населением.

Учреждение мусульманского судопроизводства спровоцировало многочисленные кровавые столкновения между последователями ислама и христианства и стало причиной гибели тысяч нигерийцев по всей стране. Христианская ассоциация Нигерии не раз обращалась к правительству и в Высший федеральный суд с просьбой объявить вступление в силу мусульманских правовых норм противоречащим конституции светского государства. Мусульманская община, в ответ, объясняла введение норм шариата исполнением воли народа, а также тем, что шариат сегодня представляет собой едва ли не единственную защиту от эпидемии СПИДа (захлестнувшей Уганду и ЮАР) и общего падения нравов. Справедливости ради стоит отметить, что эти проблемы действительно стоят в Нигерии достаточно остро.

Попытки Межрелигиозного совета Нигерии (МРСН), созданного в 1999 г., и организовавшего ряд встреч представителей религиозных общин, остановить кровопролитие не принесла успеха. Позиция властей, к сожалению, также не способствовала улучшению ситуации.

Вице-президентом Нигерии Атику Абубакар в своем выступлении в штате Сокото в 2000 г. целом одобрил введение законов шариата. Президент Олусегун Обасанджо также не предпринял никаких шагов по решению проблемы. В интервью BBC от 29 марта 2000 г. он подчеркнул, что его правительство не будет занимать определенной политической позиции в отношении учреждения мусульманских судов. Впоследствии он не раз заявлял о том, что любое решение шариатского суда может быть обжаловано в Верховном суде страны. Стоит отметить, что приведение в исполнение приговоров шариатских судов в Нигерии действительно не раз откладывалось или отменялось. Так, в 2004 г. под давлением общественного мнения и официальных структур ряда западных странах приговор о побивании камнями, вынесенный Амине Лаваль, которая родила ребенка вне брака, не был приведен в исполнение.

Между тем, международная правозащитная организация «Human Rights Watch» свидетельствует о многочисленных нарушения прав человека, совершенных в Нигерии в том числе и в связи с введением в стране шариатских законов. Кроме того, по мнению специалистов, к принятию шариатского уголовного законодательства не готова и значительная часть мусульман.

В сложившейся ситуации единственным возможным выходом, как представляется, должна стать последовательная деполитизация религий. При этом данный процесс не стоит понимать как отказ властей от вмешательства во взаимоотношения представителей разных религий. Напротив, государство должно осознать необходимость продуманной религиозной и этнической политики и, взяв на себя роль третейского судьи, попытаться перевести диалог (или контр-общение) религий из сферы политики и распределения ресурсов в цивилизационное русло, подтолкнуть христиан и мусульман к консолидации усилий для нахождения точек соприкосновения и ответов на вызовы, с которыми сталкиваются сегодня обе стороны.

Нигерия — страна с особой судьбой и особыми традициями; к ней трудноприменимы модели развития по западному образцу; не представляет собой она и чисто мусульманское государство. Очевидно, что у этой земли свой путь развития, но он будет пройден максимально спокойно только в условиях мира между народами и религиозными общинами. Что касается шариатских судов, то необходимо признать, что эти суды, наравне с судами обычного права, уже много лет являются неотъемлемой частью нигерийской судебной системы и во многих, особенно сельских районах, не имеют себе альтернативы. Однако, не стоит забывать о том, что более 40% населения Нигерии не являются мусульманами, и потому вопрос о территориальной и юридической компетенции судов шариата должен решаться максимально осторожно.

Разумеется, полностью отделить религию от политики, тем более в такой стране как Нигерия, где политические, религиозные и этнические институты всегда были сплетены в один узел, невозможно. В этой связи хотелось бы обратить внимание на различного рода инициативы по оказанию посреднической помощи нигерийцам в налаживании исламо-христианского диалога.

При этом, посредником должно стать то государство, которое имеет положительный опыт межрелигиозного взаимодействия. На эту роль идеально подходит наша страна, сложившаяся исторически как союз многих культур, но, прежде всего — исламской и христианской. Стоит отметить, что механизмы по передаче опыта взаимодействия религий тем странам, где существует опасность противостояния по межконфессиональной линии, уже прорабатываются. В частности, при Совете Федерации Федерального Собрания РФ создана рабочая группа по исламо-христианскому диалогу, ставящая своей целью консолидацию усилий представителей двух конфессий на пути мирного урегулирования возможных конфликтов.

Необходимо обратить внимание и на экономические позиции нашей страны на Африканском континенте. Европейские и китайские компании активно осваивают нигерийский нефтяной рынок, а вот Россия, способная создать здесь реальную конкуренцию, пока отстает. Между тем, посредническая инициатива могла бы в целом способствовать продвижению позитивного имиджа России в это африканской стране и тем самым усилить наши позиции в различных сферах сотрудничества.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу