Возможность одностороннего надавливания на армянскую сторону НКК для достижения урегулирования относится к области фантастики

24.11.11

Возможность одностороннего надавливания на армянскую сторону НКК для достижения урегулирования относится к области фантастики

Эксперты МГИМО: Муханов Вадим Михайлович, к.ист.н.

Интервью старшего научного сотрудника Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Вадима Муханова информагентству «АрмИнфо»

В последнее время много говорится о вероятных изменениях в позиции Москвы в отношении урегулирования НКК после ротации Медведев-Путин. Поделитесь своими соображениями?

Я не ожидаю особых подвижек в урегулировании карабахского конфликта. Особенно связывая этот процесс с выборами, ожидающимися в Армении, Азербайджане, да и самих странах-сопредседателях. Поэтому говорить о каких-то изменениях в урегулировании НКК и связывать их с какими-то изменениями в политической палитре России я бы не стал. Я более чем убежден, что политика России, ее линия в отношении Южного Кавказа сохранится в традиционном русле и ожидать кардинальных изменений в связи с ротацией Медведев-Путин, в этом контексте, не приходиться.

Вы считаете, что эта линия сформирована и четко просматривается?

Не до конца. Есть определенные моменты, которые заставляют задуматься над их разрешением. И окончательной четкой линии в отношении Южного Кавказа не существует уже достаточно давно. При этом, в отличие от США и Франции, которые сталкиваются с проблемами Кавказа не очень часто, кавказские интересы России намного шире и наша страна сталкивается и с проблемами Северного Кавказа, которые для нас доминируют, и с проблемами Южного. Мне кажется, что в этом нет ничего экстраординарного, соответственно, Россия априори связана с регионом гораздо больше Запада.

Прогнозируемое Вами в ближайшее время отсутствие подвижек в урегулировании НКК для его сторон — это позитив или негатив?

Несомненно, это позитив, как и всегда когда нет войны. Поддержание невоенной стадии конфликта в Карабахе, на мой взгляд — большой плюс. Тем более на фоне увеличения градуса и общего фона милитаристской риторики за последний год, и это несмотря на неоднократные встречи президентов. Конечно, это очень диссонирует предложения в пользу урегулирования, которые продолжают звучать, а мероприятия, которые проводятся в Баку и Ереване наводят на довольно грустные размышления. В этом свете, даже отсутствие подвижек явно позитивно. При этом в данном случае я бы не стал сводить к нулю заслуги МГ ОБСЕ в поддержании статус-кво, поскольку в определенном смысле в этом есть заслуга и России, и США, и Франции. И памятный визит Николя Саркози в страны конфликта — лучшее тому подтверждение.

Какие основные угрозы региональной безопасности Южного Кавказа просматриваются на Ваш взгляд на сегодня?

В первую очередь — это угроза возобновления замороженных конфликтов. Именно эту угрозу сегодня периодически озвучивают некоторые официальные лица в регионе, что не может не вызывать беспокойства в странах-сопредседателях. Как производное очень остро стоит и вопрос энергетической безопасности, особенно для Евросоюза и США, которые крайне заинтересованы в ее обеспечении. Особое место занимает проблема международного терроризма, очень остро стоящая на Северном Кавказе, а как мы знаем, Северный и Южный Кавказ — это два сообщающихся сосуда. В этом случае, те проблемы, которые у России сегодня есть на Северном Кавказе в результате дальнейшего раскачивания лодки могут частично перекинуться на Кавказ Южный, что станет очень серьезной проблемой.

Вы не отметили иранскую ядерную проблему, особенно в свете недавнего доклада МАГАТЭ…

Проблема Ирана действительно является очень серьезной угрозой для региональной безопасности Южного Кавказа, особенно учитывая его нахождение под боком у Армении и Азербайджана. При этом, никто из экспертов не может исключать того, что возможная война против Ирана сыграет роль катализатора возобновления нагорно-карабахского конфликта. Но, по моему мнению, вероятность этого далеко не приближается к 100%.

Возможны ли подвижки в армяно-турецком процессе с изменением геополитической ситуации в регионе. Или тут все принципиально?

Я бы не стал утверждать, что эти отношения наглухо забиты досками как заброшенный дом. В общем то, вероятность определенных подвижек просматривается и существует, но я не думаю, что они произойдут в ближайшие месяцы. Рано или поздно, этот вопрос вернется в повестку дня, после упомянутых вами общих изменений в регионе, особенно в свете всех вышеперечисленных проблем. Любая проблема в регионе, в первую очередь, связанная с Ираном, неминуемо приведет к активизации политики Турции в направлении Южного Кавказа.

В Баку постоянно озвучивают надежды на увеличение внешнего давления на Армению и НКР, дабы та подарила «оккупированные территории» Азербайджану. Страны-сопредседатели МГ ОБСЕ имеют такую возможность и главное желание?

Желание урегулировать конфликт у МГ ОБСЕ, конечно же, есть, но об одностороннем надавливании на армянскую сторону НКК для достижения урегулирования ни Россия, ни Франция с США навряд ли пойдут. Мне кажется, что если бы такая схема имела шансы на реализацию, то ее давно бы уже осуществили. В сегодняшних же условиях ее шансы на реализацию скорее относятся к области фантастики, поскольку эта схема подвержена огромным рискам.

Все планы урегулирования НКК, в частности Мадридские принципы, предусматривают сдачу армянской стороной Азербайджану нескольких районов, составляющих «пояс безопасности» НКР. Если это все же произойдет, не увеличит ли это степень рисков возобновления конфликта, учитывая уязвимость карабахцев после «подарка» преподнесенному Азербайджану?

Это очень трудноразрешимый вопрос, особенно учитывая разночтения в армянском истеблишменте по вопросу реализации планов урегулирования основанных на сдаче каких-либо территорий. В Армении очень многие считают это невозможным, утверждая, что это будет уж слишком щедрым подарком проигравшему войну Азербайджану. Несомненно, что сдача существенно понизит уровень безопасности карабахцев и самое главное в свете практически полного отсутствия доверия между сторонами конфликта говорить о гарантированной поэтапной реализации планов урегулирования не приходиться. Слишком много вопросов возникает на фоне отсутствия гарантий безопасности по осуществлению этой схемы. Это в свою очередь сильно усложняет работу Минской группы, поскольку на фоне отсутствия доверия между сторонами говорить о реализации какого-либо поэтапного плана не приходится. При этом ожидать помощи в разрешении НКК от других региональных игроков, скажем от той же Турции не приходиться. И многовековой опыт отношений между Турцией со сторонами конфликта, в первую очередь с Арменией, явно не является лучшим подспорьем для вовлечения Анкары в процесс урегулирования НКК. Турция просто не подходит на роль модератора в этом конфликте.

Давид СТЕПАНЯН

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: «АрмИнфо»
Распечатать страницу