Развить туризм в регионах поможет Мексика

22.11.11

Развить туризм в регионах поможет Мексика

Эксперты МГИМО: *Бусыгина Ирина Марковна, д.полит.н., профессор

Во вторник в рамках лекционного курса «Стратегии 2020» в Высшей школе экономики прошла встреча, посвященная региональному развитию страны и продвижению туристических проектов. Главным событием стал доклад директора по Канкуну Национального фонда развития туризма Мексики Эдуардо Муньеса. Его сообщение было посвящено истории превращения города Канкуна из маленькой рыбацкой деревни в преуспевающий туристический центр.

Согласно докладу Муньеса, Канкун был тестовой зоной для развития туризма в масштабе страны. В 1970-х годах он оказался лучшим из пяти подобранных для пилотного проекта городов. Рассматривались три параметра: расположение, климат и наличие факторов привлечения туристов.

В том же десятилетии правительство Мексики создало национальный фонд туризма — Fonatur, который обеспечивал финансирование проекта Канкуна. Надо отметить, что полностью финансировать туристический центр государство не могло, и тогда пришлось привлекать иностранные инвестиции.

Начиная с 1980 года развитие Канкуна пошло особенно интенсивно. В результате за 30 лет в городе построили 148 отелей (около 30 тысяч номеров), они занимают участок побережья длинной в 28 километров. Стоимость одного квадратного метра площади выросла больше, чем в 47 раз. Из маленькой рыбацкой деревушки Канкун стал преуспевающим туристическим центром, где ежегодно отдыхают десятки тысяч американцев и европейцев.

Эдуардо Муньес рассказал о серьезном успехе мексиканского туристического бизнеса. Но применимы ли методы Центральной Америки к России?

Савва КОЗЛОВСКИЙ

Мнение высказывает Ирина Бусыгина, профессор МГИМО, эксперт в области регионального развития

Понятно, что Канкун обладает прекрасной локацией и шикарным климатом. К тому же он расположен очень близко к США, что обеспечивает непрекращающийся поток туристов. Для этого очень важно правильно подобрать регион. Нужно создать финансовые и административные институты. Большое значение имеет фактор случайности.

Мне показалось чрезвычайно важным, что Канкун не стал единственной историей успеха. После его удачного развития последовали другие проекты, которые тоже имеют возможность развиться и добиться успеха. А их сменят новые — и так далее.

На мой взгляд, Мексика отлично использует те ресурсы, которые дал ей Господь Бог. Это здорово. Но что из этого можем вынести мы? Только то, что чужой опыт очень трудно перенять. В данном случае перенять его полностью просто невозможно, причем для всех сфер, не только для регионального развития. Россия — не Мексика. И даже лучшие наши туристические регионы не обладают преимуществами вроде тех, которые есть у Канкуна.

На данный момент у нас реализуются в основном большие проекты ручного управления. Я имею в виду Сочи и Владивосток. И это делается не в рамках долгосрочной стратегии, а как разовые акции, приуроченные к некому событию. А потом, возможно, туда кто-то будет ездить.

Насколько я понимаю, Канкун был этакой попыткой государства развить туристический бизнес: «А давайте попробуем? Найдем наилучшей регион, поднимем его, а после этого будем думать, как поступать дальше». Можно ли у нас такое повторить? Можно! Вкладывайте деньги государства и повторяйте. Не уверена, что нам именно это нужно, но теоретически это возможно.
Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Мнения.ру
Распечатать страницу