Новые условия транссибирских перелетов для европейских авиакомпаний

12.12.11
Эксклюзив

Новые условия транссибирских перелетов для европейских авиакомпаний

Эксперты МГИМО: Исаченко Татьяна Михайловна, д.экон.н., доцент

В начале декабря Правительство России и Европейская Комиссия договорились модернизировать систему платежей за транссибирские перелеты, которые европейские компании были обязаны осуществлять при перевозках пассажиров из Европы в Азию начиная с 1970-х гг. После нескольких лет переговоров стороны договорились о том, что с 1 января 2014 года система платежей станет более прозрачной, а их величина будет рассчитываться на недискриминационной основе.

Соглашение, которое фиксирует новые договоренности по так называемым транссибирским платежам (платежам за транссибирские перелеты), достигнутые между Правительством РФ и Европейской Комиссией, должно вступить в силу 1 января 2012 года. Эта дата увязана с проведением Министерской конференции ВТО, на которой 16 декабря 2011 г. должно быть принято финальное решение о присоединении России к ВТО.

В настоящее время европейские авиаперевозчики обязаны осуществлять платежи за беспосадочные перелеты над территорией Сибири. По оценкам европейских экспертов, ежегодная сумма этих платежей составляет примерно 320 миллионов евро, при этом основные средства еще со времен существования Советского Союза поступают в бюджет компании «Аэрофлот» — главного конкурента всех европейских перевозчиков. Часть этих средств «Аэрофлот» перечисляет Росавиации, однако главный российский перевозчик все эти годы оставался основным бенефициаром в этом вопросе.

В течение длительного периода времени европейские авиакомпании выражали обеспокоенность и недовольство существующей системой, что стало предметом двусторонних и многосторонних переговоров между Россией и ЕС и одним из вопросов повестки дня переговорного процесса в рамках ВТО. Основные претензии европейских партнеров сводились к тому, что подобная система противоречит как европейскому антимонопольному законодательству, так и нормам международного права, в частности Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 г.), вступившей в силу 4 апреля 1947 г., после того как ее ратифицировали 26 государств. До сих пор Россия оставалась единственной страной, перелеты над территорией которой подлежали уплате роялти.

Более того, европейские авиационные компании утверждали, что платежи рассчитываются на дискриминационной и непрозрачной основе, что существенно повышает стоимость авиабилетов на рейсы европейских перевозчиков, нарушает условия справедливой конкуренции между ними и осложняет развитие экономических и торговых связей между Европой и Азией.

Основа нового соглашения была заложена в 2006 году в результате принятия документа под названием «Согласованные принципы». Однако вступление в силу этого документа постоянно откладывалось. Более детальные договоренности по данному вопросу были достигнуты на саммите Россия-ЕС в Санкт-Петербурге, после которого стороны интенсивно работали над согласованием деталей и технических аспектов. Помимо этого, четыре европейские страны — Германия, Франция, Австрия и Финляндия — частично смогли урегулировать вопросы уплаты роялти на двусторонней основе, что тоже является нарушением европейского законодательства, поскольку дискриминируют перевозчиков из других стран ЕС.

Вице-президент Еврокомиссии Сиим Каллас назвал новое соглашение существенным прорывом в отношениях между РФ и ЕС как на правительственном уровне, так и на уровне бизнеса. Несколько десятилетий платежи за транссибирские перелеты были одним из наиболее важных камней преткновения для развития контактов между Россией и Европой в сфере авиационных услуг, что наносило ущерб интересам и компаний, и пассажиров. По мнению Калласа, настоящее соглашение позволит существенно расширить сотрудничество в области предоставления авиационных услуг и углубить взаимодействие на коммерческом и государственном уровнях.

В свою очередь член Еврокомиссии по вопросам торговли Карел де Гюхт назвал договоренность соответствующей духу ВТО. Не секрет, что ЕС ставило модернизацию системы платежей за авиаперелеты одним из основных условий двусторонних договоренностей по вопросу о присоединении России к Всемирной торговой организации.

Само по себе достижение договоренностей не означает решения всех проблем. Сторонам придется сделать еще много, чтобы система заработала эффективно. До 1 июля 2012 года стороны должны будут пересмотреть двустороннее соглашение о предоставлении авиауслуг. Новая система определения и взимания роялти будет основываться на принципе европейской принадлежности, вследствие чего ЕС будут представлять не авиакомпании отдельных стран, а «европейские авиаперевозчики». Это позволит устранить дискриминацию авиакомпаний из отдельных европейских стран, однако не отменяет требования о наличии сертификата безопасности для осуществления перевозок над территорией России. С момента вступления соглашения в силу не будут вводиться новые платежи, а к 2014 году все роялти могут быть отменены, при возможном сохранении платежей за аэронавигационное обслуживание и некоторых платежей за коммерческие услуги.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу