Ударный год борьбы за евро

15.12.11
Итоги года

Ударный год борьбы за евро

Эксперты МГИМО: *Буторина Ольга Витальевна, д.экон.н.

В ЕС 2011 год прошел под знаком борьбы с кризисом в зоне евро. Ситуация внутри Экономического и валютного союза (ЭВС) ЕС была самой тяжелой за все тринадцать лет его существования с января 1999 г. На протяжении года СМИ в красках рисовали картины будущего развала еврозоны и публиковали один за другим сенсационные прогнозы обвала единой валюты. С профессиональной точки зрения, считает эксперт МГИМО, заведующая кафедрой европейской интеграции Ольга Буторина, подобная «аналитика» не обладает ценностью. Подробнее о том, какие антикризисные меры были приняты в уходящем году и почему они приведут к углублению европейской интеграциии, — в комментарии Ольги Витальевны.

Причины кризиса

Чтобы понять, как происходила борьба с кризисом в зоне евро, сначала стоит вспомнить, отчего он случился. Вкратце история выглядит следующим образом. В 2008 году на фоне мирового экономического кризиса зона евро столкнулась с острейшей нехваткой ликвидности. Американские банки, оказавшись в цепочке неплатежей, перестали предоставлять традиционные для международного банковского сообщества краткосрочные кредиты своим европейским банкам-партнерам. Европейским банкам стало не хватать долларов; из страха остаться без наличности они стали перекрывать каналы ежедневного кредитования своим партнерским банкам. В результате европейский рынок межбанковских кредитов замер и почти перестал существовать. В ответ Европейский центральный банк (ЕЦБ) расширил инструменты кредитования банковского сектора, чтобы предотвратить банковскую панику. Кроме того, на выручку банкам пришли национальные правительства. Спасение банковского сектора было поставлено во главу угла по той простой причине, что в Европе именно банки являются главным источником финансирования реального сектора. В США эту роль выполняют фондовые рынки, и поэтому американское правительство спасало их.

2009 год стал для экономики ЕС самым тяжелым со времен Великой депрессии: совокупный ВВП упал на 4%, а безработица выросла на треть. Когда острая фаза кризиса миновала, Евросоюз постигла новая беда. Избранное осенью новое социалистическое правительство Греции объявило, что его предшественники осуществляли махинации с государственными финансами. Набрав долгов на 300 млрд евро, страна оказалась на грани дефолта. По инициативе лидеров Германии и Франции был создан Европейский инструмент финансовой стабильности, который при поддержке МВФ позволил Греции заплатить первоочередные долги. Скоро аналогичная помощь потребовалась Ирландии и Португалии. Летом 2011 года угроза дефолта замаячила перед Италией.

Почему долговой кризис оказался в еврозоне столь острым?

Во-первых, после введения единой валюты относительно слабые страны получили возможность осуществлять заимствования в валюте, которая пользовалась неизмеримо большим доверием рынков, нежели их прежние национальные денежные единицы. Долгое время риск по греческим, португальским, испанским ценным бумагам оценивался рынками почти так же, как риск по немецким обязательствам. Другими словами, создание единой валюты открыло слабым странам доступ к сравнительно дешевым займам.

Во-вторых, раньше многие европейские страны прибегали к девальвации своих валют с целью повысить конкурентоспособность национальных производителей. Инвесторы, зная об этом, закладывали риск девальвации в доходность по их государственным облигациям, что ограничивало выпуск последних. После введения евро девальвации стали невозможными.

В-третьих, в конструкции ЭВС с самого начала имелся существенный изъян. Общая экономическая политика, то есть первая опора ЭВС (англ. — first pillar), всегда строилась на межправительственном подходе, а единая денежно-кредитная политика — вторая опора (англ. — second pillar) — базировалась на федералистском подходе: национальные и центральные банки были подчинены исключительно и напрямую ЕЦБ. Когда на фоне кризиса потребность в бюджетном финансировании резко возросла, вместе с ней катастрофически увеличились дефициты госбюджетов и размеры государственного долга. Однако отсутствие в ЕС единого экономического правительства не позволило органам Евросоюза контролировать бюджетный процесс в государствах-членах.

Антикризисные меры

Борьба с долговым кризисом проходила по двум направлениям. Первое — срочные меры, направленные на предотвращение дефолта в наиболее проблемных странах — Греции, Ирландии, Португалии. В целом, несмотря на множество острых моментов, Евросоюзу удалось мобилизовать достаточно средств для того, чтобы должники удержались на плаву. Вторая линия обороны — ликвидация тех долгосрочных причин, которые привели к кризису.

12 декабря вступил в силу пакет из шести новых законодательных актов, предложенный Европейской комиссией в сентябре 2010 года. Его предназначение — резко усилить наднациональные механизмы Общей экономической политики ЕС. Заместитель председателя Европейской комиссии Олли Рен, выступая на пресс-конференции по этому случаю, заявил, что введение в действие данного пакета «является самым крупным событием в области экономического управления ЕС со времен введения единой валюты». Пакет включает следующие документы: 1) регламент, изменяющий регламент 1466/97 о наблюдении за бюджетной и экономической политикой государств-членов; 2) регламент, изменяющий регламент 1467/97 о процедуре противодействия сверхнормативному дефициту; 3) регламент о применении правил надзора за бюджетной политикой в зоне евро; 4) регламент о предотвращении и исправлении макроэкономических дисбалансов; 5) регламент о мерах принуждения с целью исправления чрезмерных макроэкономических дисбалансов в зоне евро; 6) директиву о требованиях к бюджетным планам государств-членов.

Как видно, четыре из шести законодательных актов касаются реформы Пакта стабильности и роста. Их цель — сделать надзор за его выполнением более эффективным, а меры корректировки бюджетной позиции — более последовательными и заблаговременными. По предложению Комиссии, отныне решение о наложении санкций на страну-нарушительницу будет приниматься путем так называемого обратного большинства. Другими словами, решение Комиссии будет считаться принятым, если только оно не будет отклонено квалифицированным большинством голосов в Совете. Фактически санкции станут автоматическими. Впервые санкции будут применяться на превентивной стадии, то есть до того, как дефицит госбюджета достигнет разрешенных 3% ВВП. Для исправления ситуации стране будет дано полгода. Если она не уложится в этот срок, Европейская Комиссия потребует создать принудительный депозит или наложит штраф. Бюджетные показатели, указываемые страной в программе стабилизации, становятся для нее законом, а отклонение от них чревато наказанием. До сих пор нарушение программ стабилизации вызывало лишь нарекания Совета, не имеющие финансовых последствий.

Еще одно нововведение — механизм микроэкономического наблюдения. Его цель — заблаговременно обнаруживать пузыри на рынке недвижимости, нарушения в платежном балансе и падение уровня конкурентоспособности стран еврозоны. Теперь Комиссия будет следить за динамикой показателей конкурентоспособности еврозоны. В страну, нарушающую показатели микроэкономических балансов, будут направляться специальные инспекционные миссии, а результаты проведенных ими проверок будут оглашаться и обсуждаться на сессиях Европейского совета. Если морального давления окажется недостаточно, к нарушителю будут применяться финансовые санкции. Соответствующее решение будет приниматься Советом при помощи метода обратного квалифицированного большинства.

С 1 января 2011 г. в ЕС стартовал так называемый «Европейский семестр». Его цель — укрепить механизмы макроэкономического управления. Теперь государства-члены должны будут представлять бюджетные планы на текущий год в первом полугодии. Это заставит парламентариев более ответственно соблюдать принципы бюджетной дисциплины, устанавливаемые законодательством Евросоюза.

По итогам прошедшего 8-9 декабря в Брюсселе саммита Евросоюза было принято решение о создании бюджетного союза (англ. — fiscal compact). К союзу решили присоединиться не только 17 государств зоны евро, но и 9 других членов ЕС — все, кроме Великобритании. Межправительственное соглашение будет подписано участниками не позднее марта 2012 года. Параллельно начнется внесение поправок в основополагающие договоры о Европейском Союзе. Участники бюджетного союза не смогут принимать бюджеты, предусматривающие дефицит свыше 0,5% ВВП — и то только в случае экономического спада. При нормальной хозяйственной конъюнктуре их бюджеты должны будут сводиться с положительным сальдо. Причем данные положения должны быть внесены в конституции, по примеру того, как это уже сделала Германия. Благодаря новому союзу правительства получат действенный инструмент для поступательного сокращения накопленных долгов. Сегодня общий государственный долг еврозоны составляет 87% совокупного ВВП, по сравнению с 60-процентным потолком, установленным Маастрихтским договором.

Очевидно, что ужесточение бюджетной дисциплины сужает возможности правительств стимулировать экономический рост и повышает риск того, что страны ЕС окажутся в состоянии длительного застоя. На этом фоне более активно и решительно начинает действовать ЕЦБ. Постепенно он превращается в полноценный центральный банк с функцией кредитора последней инстанции. Согласно решениям, принятым 8 декабря на заседании Совета управляющих ЕЦБ, главный банк еврозоны разворачивает широкую кампанию в поддержку банковского сектора и, в конечном счете, инвестиционной активности в зоне евро.

Уже с 20 декабря ЕЦБ начнет проводить беспрецедентную по продолжительности операцию длительного рефинансирования сроком на 36 месяцев. Вторая подобная операция начнется 28 февраля 2012 года.

Условия кредитов будут максимально благоприятными: тендер пройдет по фиксированной ставке с полным размещением, то есть коммерческие банки получат от ЕЦБ столько средств, сколько смогут взять под имеющееся у них залоговое обеспечение (притом что требования к нему будут снова смягчены). Проценты по кредиту будут уплачиваться в момент его погашения. С 18 января 2012 г. ЕЦБ впервые в своей истории понижает норму обязательного резервирования с 2% до 1% (резервы начисляются на пассивы банков сроком до двух лет). По оценкам, это позволит банкам распоряжаться собственными средствами в размере 100 млрд евро. Одновременно ЕЦБ вновь понизил ставку по основным операциям рефинансирования — с 14 декабря она составляет 1%.

Некоторые выводы

Без преувеличения можно сказать, что 2011 год стал решающим в борьбе за сохранение единой валюты, поддержание целостности еврозоны и укрепление экономического управления Евросоюзом. Лидеры стран ЕС и руководящие органы Евросоюза предприняли беспрецедентные по размаху и сложности решения. Особенно важно то, что Евросоюзу удалось сохранить единство и добиться консенсуса по поводу таких непопулярных и опасных для национальных властей вопросов, как ужесточение бюджетной дисциплины и передача части суверенитета на наднациональный уровень. Это создает хорошую основу для того, чтобы еврозона начала в 2012 году постепенно выходить из кризиса.

Прошедший год также дает основание думать, что, несмотря на крах идеи конституции, ЕС де-факто продолжает движение к политическому союзу. Создание бюджетного союза и экономического правительства, расширение функций ЕЦБ, возможный переход к выпуску единых для еврозоны еврооблигаций — все это вехи на пути превращения ЕС в гораздо более сплоченное сообщество, нежели то, c которым мы имеем дело сегодня. Следовательно, значение Евросоюза в системе внешних связей России будет только возрастать.

Кризис в зоне евро со всей очевидностью продемонстрировал, что масштабы Евросоюза достигли своих естественных пределов. Его дальнейшее расширение невозможно. Да, в ЕС еще будет принято несколько мелких стран. На этом прием новых членов закончится. Вопрос о соотношении процессов расширения и углубления интеграции до конца нынешнего десятилетия определенно будет решаться в пользу второго. Вероятность вступления в ЕС Турции пренебрежимо мала. Возможность вступления Украины в ближайшие 15-20 лет отсутствует. Это значит, что России целесообразно выработать новую стратегию отношений с европейскими соседями из СНГ: шансы для развития такого сотрудничества в новых для Европы политических условиях существенно возрастают.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу