Интеграционные проекты в СНГ: Таможенный союз

16.12.11
Итоги года

Интеграционные проекты в СНГ: Таможенный союз

Эксперты МГИМО: Исаченко Татьяна Михайловна, д.экон.н., доцент

В 2011 году серьезно углубились интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Идеи, которые долгое время не получали реализации, за два года переросли в широкомасштабный проект глубокого взаимодействия на основе Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Анализ этой и других интеграционных инициатив — в итоговом экспертном комментарии профессора кафедры МЭО и ВЭС, заместителя декана факультета международного бизнеса и делового администрирования Татьяны Исаченко.

Безусловно, все, что происходит в СНГ и в рамках Таможенного союза, является отражением одной из основных тенденций современной мировой экономики — регионализации. Об углублении процессов регионального взаимодействия и активизации процессов заключения региональных торговых соглашений (РТС) между разными по уровню и типам экономического развития странами написано много, в том числе и автором настоящего комментария. Причины и мотивы заключения РТС в каждом конкретном случае следует анализировать отдельно, но можно вывести и некоторые закономерности. Подписание большого числа РТС и участие некоторых стран и рынков в многочисленных соглашениях подобного рода привело к возникновению понятия «калейдоскоп РТС», которое как нельзя лучше отражает их разнообразие, разноплановость и переплетение интересов участников.

На этом фоне в СНГ происходили активные процессы дезинтеграции. Напомним, что подписанный в 1994 г. Договор о создании зоны свободной торговли стран СНГ так и не был ратифицирован; Союзное государство России и Белоруссии было в большей степени политическим, нежели экономическим проектом. Экономические связи предприятий и компаний стран СНГ не рухнули лишь потому, что удалось сохранить систему отраслевых и секторальных соглашений, которые регулировали взаимодействие в конкретных отраслях (почтовой связи, железнодорожном транспорте и т.п.). Казалось, в ближайшей перспективе ничто уже не может способствовать объединению стран. Отдельные участники СНГ даже стали прорабатывать возможности заключения РТС с партнерами из дальнего зарубежья (например, Украина вела переговоры с ЕС о создании зоны свободной торговли).

Именно поэтому инициатива создания Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана (ТС), озвученная в 2009 г., стала крайне неожиданной. Не вдаваясь в детали и оценки эффективности этого интеграционного проекта и его актуальности, стоит отметить, что все три страны сконцентрировали усилия на реализации поставленной задачи, и экономический план получил существенную политическую поддержку.

К 2010 г. таможенный союз, создаваемый в значительной степени на основе опыта ЕС, полностью заработал. Однако в процессе его формирования стало очевидно, что в современных условиях недостаточно согласовать только таможенные правила: современный таможенный союз требует более глубокого согласования законодательной базы регулирования торговли. Чтобы решить эту задачу, необходимо тщательно проработать все сферы торговой политики и детально сопоставить правовую базу и инструментарий.

В 2011 г. вступили в силу все положения, регулирующие функционирование ТС. Кроме того, были сформированы, приняты и подписаны основные законодательные акты и международные документы, на основе которых предстоит провести огромную работу по сближению довольно сильно отличающихся систем регулирования. Можно назвать некоторые из этих документов: Соглашение о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза; Соглашение о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза, Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации и другие соглашения и протоколы. Решением Комиссии Таможенного союза (КТС) была утверждена новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС), основанная на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. С 2011 г. применяются крайне важное с точки зрения защиты интересов национальных производителей и полностью соответствующее многосторонним нормам Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на переходный период, а также Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам. Согласно последним двум документам, все защитные меры распространяются на всю территорию ТС, а национальными производителями считаются производители всех трех стран. В случае оценки ущерба национальному рынку также учитывается весь рынок ТС. Все эти документы принимались и утверждались решениями КТС, которая стала единым постоянно действующим регулирующим органом, а ее правила и процедуры стали правовой основой деятельности.

В то же время нельзя забывать, что эти процессы происходили на фоне активизации переговоров о присоединении России к ВТО, итогом которых стал подписываемый сегодня в Женеве протокол о присоединении нашей страны к этой организации. Правила ВТО допускают заключение РТС между членами организации и государствами, не входящими в нее, однако в этом случае должно быть четкое понимание того, какие нормы и правила будут считаться приоритетными. Чтобы урегулировать эти вопросы, участники ТС подписали Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы. В этом документе участники союза, признавая необходимость унификации и единообразного применения торговых режимов сторон в отношении третьих стран, закрепили положение о приоритетности обязательств в отношении ВТО в случае присоединения одного из участников. Так, после присоединения России к ВТО и вступления в силу ее тарифных обязательств, единый тариф ТС должен быть приведен в соответствие с этими нормами.

Этим развитие региональной интеграции не ограничилось. В этом же году было решено продолжать интеграционные процессы, причем как с точки зрения углубления, так и возможного расширения. Итогом стали решения сформировать с 1 января 2012 года Единое экономическое пространство (ЕЭП) трех стран в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕвраАзЭС), а также преобразовать КТС в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК), которая получит официальный статус наднационального правительства в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Предполагается, что в будущем к ЕЭП с энтузиазмом присоединятся и другие страны СНГ. Мне эта идея кажется менее реальной, о чем я уже писала в комментариях порталу МГИМО («В центре внимания — торговая политика России»). В основу своих планов участники снова заложили опыт ЕС, что вызвало массу противоречивых мнений относительно успешности проекта на фоне развития дезинтеграционных тенденций в традиционно успешной образцовой Европе.

Безусловно, объединение стран СНГ — объективная необходимость и, как любые РТС, имеет массу преимуществ: существенно расширяет масштабы сотрудничества, усиливает позиции участников и создает новые возможности как для самих участников, так и для их партнеров из-за рубежа. Отличительной особенностью современных интеграционных процессов в СНГ являются быстрота и натиск, что заставляет задуматься об эффективности и продуманности каждого шага, опасности ошибочных решений, не имеющих под собой прочной экономической основы и не востребованных субъектами рынка.

В 2012 год Таможенный союз-ЕврАзЭС-ЕЭП вступает с серьезными задачами и планами. Список соглашений, формирующих ЕЭП и подлежащих ратификации и вводу в действие с 2012 г., выглядит крайне внушительным. Он включает в себя регламентацию всех норм и правил, необходимых для согласования макроэкономической политики, политики в области конкуренции и валютной политики. И поскольку перед Новым годом принято высказывать пожелания, хочется пожелать, чтобы новые интеграционные инициативы служили на благо экономического развития, способствовали росту благосостояния людей и укреплению международных позиций наших стран и позволили реализовать задуманное и обозначить новые горизонты.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу