После Дурбана: что дальше?

11.01.12
Эксклюзив

После Дурбана: что дальше?

Эксперты МГИМО: Горбанёв Владимир Афанасьевич, д.геогр.н., к.ист.н.

В самом конце 2011 г. в Дурбане завершила свою работу ежегодная 17-я Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата. В 2012 г. заканчивается действие первого периода Киотского протокола, который вступил в силу в 2005 г. не без помощи Российской Федерации. На прошедших конференциях в Копенгагене, а затем в Канкуне, как известно, не было принято всеохватывающее решение по продолжению Киотского процесса, и поэтому на Конференцию в Дурбане возлагались большие надежды. В ходе переговоров 194 государств-членов Конвенции приняли пакет решений «Дурбанская платформа действий», которые касаются будущего Киотского протокола и перспектив всеобъемлющего, обязательного соглашения по изменению климата.

В Дурбане после многочисленных дискуссий и взаимных компромиссов была достигнута договоренность, в основу которого была положена «дорожная карта», разработанная ЕС. Договоренность предусматривает прекратить все переговоры о будущем сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу до 2015 г. и к этому времени разработать новые предложения о подготовке глобального соглашения об ограничении выбросов парниковых газов в атмосферу. Предполагается, что это соглашение начнет действовать с 2020 г. Данное решение, безусловно, является большой победой Конференции, хотя, по мнению экспертов, результаты могли бы быть и большими. Как справедливо отметила министр иностранных дел ЮАР Майте Нкоана-Машабане, принятые решения несовершенны, «но мы не должны позволить совершенству становиться врагом хорошего и возможного».

Важным итогом Конференции в Дурбане явилось соглашение о создании «Зеленого климатического фонда», который должен оказывать помощь развивающимся странам в реализации геоэкологических проектов. Однако, все же не совсем ясно, из каких источников он будет пополняться. Был также создан Адаптационный комитет.

Логично задать вопрос: а что же делать в период с 2012 г. до 2020 г.? Этот вопрос вызвал огромные споры. В итоге было принято решение о втором периоде обязательств по Киотскому протоколу с 2013 г., в котором примут участие 27 стран ЕС, Норвегия, Швейцария, Беларусь, Казахстан, Украина и, возможно, Австралия и Новая Зеландия. По сути — это автоматическое продление Киотского протокола с пакетом соответствующих обязательств. В то же время многие страны не поддержали такое решение. В частности, отказались продлевать обязательства по Протоколу Россия, Канада и Япония. Российскую позицию разъяснили советник Президента РФ Александр Бедрицкий и глава Росгидромета Александр Фролов. В своих выступлениях они подчеркнули, что к началу 2013 г. Россия успешно выполнит свои обязательства в первом периоде. Однако, две крупнейшие мировые экономики — США и КНР — совокупно ответственны за 41% выбросов парниковых газов, однако США не являются участником Киотского протокола вообще, а КНР не несет по нему никаких обязательств. Поэтому Протокол не решает проблемы глобального потепления и не может обеспечить решение о достижении глобальной цели — удержать потепление атмосферы в пределах 2°С. Поэтому Александр Фролов прямо заявил: «продолжение Киотского протокола — это ложная цель, которая уводит нас от основного вопроса глобального снижения выбросов». На данном этапе Россия решила не брать на себя обязательств в рамках второго этапа Киотского протокола, а ориентироваться на заключение глобального соглашения в 2020 г.

Многие участники разочарованы Дурбанскими решениями. В частности, эксперты отмечают, что в связи с тем, что численные показатели объемов сокращения выбросов остались неизменными и слишком низкими, то удержать глобальное потепление в пределах 2°С представляется нереальным; более того, при таком уровне выбросов потепление к 2100 г. достигнет 3,5°С. Еще один отрицательный момент заключается в том, что ко второму периоду Киотского протокола присоединилось небольшое количество стран, на них приходится всего 15–17% мировой эмиссии, и поэтому они не могут серьезно повлиять на глобальную ситуацию.

В то же время российские экологические организации разочарованы решением РФ выйти из второго периода участия в Киотском протоколе. Вследствие такого решения наша страна потеряет возможность для реализации проектов совместного осуществления, потеряет возможность торговли квотами на выбросы, а значит и возможность для привлечения инвестиций и технологий, необходимых для модернизации российской экономики. В результате Россия, по мнению экспертов, потеряет 30 млрд. евро. Как считает Владимир Чупров — руководитель энергетической программы «Гринпис России», правительство РФ лишится уникальной возможности получить международный инструмент, с помощью которого можно было бы принуждать российскую экономику уходить от нефтегазовой зависимости и развивать энергоэффективную экономику. По мнению Российского социально-экологического союза в данном случае неясные политические амбиции сослужили дурную службу экономическим интересам страны.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун приветствовал пакет решений, принятых в Дурбане и заявил, что достигнутые договоренности являются важным достижением в разрешении проблем, связанных с изменением климата, в ближайшие годы. Он также отметил, что договоренности относительно второго этапа Киотского протокола станут дополнительным стимулом для новых инвестиций в развитие технологий, необходимых для борьбы с изменением климата.

Следующую Конференцию ООН по климату намечено провести в конце 2012 г. Катаре, однако российская делегация выступила против этого предложения, учитывая известные события, касавшиеся российского посла в Катаре и серьезно осложнившие российско-катарские отношения.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу