Итальянская Республика: от унитарного государства к федеративному

13.04.12
Эксклюзив

Итальянская Республика: от унитарного государства к федеративному

Эксперты МГИМО: Сардарян Генри Тигранович, к.полит.н.

Преподаватель кафедры правого обеспечения управленческой деятельности Генри Сардарян считает, что «будущее итальянского государства однозначно — оно будет единым. Однако единство Италии может быть обеспечено различными путями».

В современном мире активно протекают процессы по поиску новых интеграционных государственно-правовых форм, объединяющих народы. Яркими примерами являются Европейский Союз, НАТО, зарождается Евразийский Союз и т.д.

В то же время далеко неоднозначна перспектива развития более традиционных государственно-правовых форм, таких, как унитарные и федеративные государства. Сегодня между ними фактически стирается грань, и можно говорить о сложных унитарных государствах как о некоей промежуточной форме на пути к все большей автономизации регионов и возможной федерализации государств.

Данный процесс охватил значительную часть Европы. Ярким примером является Великобритания, где в последнее время идут разговоры о возможным проведением референдума о независимости Шотландии. Этот пример является наиболее наглядным, так как он демонстрирует, что социально-экономический уровень развития и уровень жизни не всегда являются определяющим фактором, когда речь идет о сосуществовании различных этносов в рамках одного государства. Данная проблема может решиться, вероятнее всего, вступлением Шотландии в ЕС, что позволит невелировать последствия возможной независимости. Однако существует грань политической культуры и неприемлимости подобного разъединения.

Схожие процессы можно наблюдать в Испании, отчасти во Франции. Но особое внимание я бы хотел уделить Италии.

В отличие от Испании и Великобритании, где речь фактически идет о различных этносах, объединенных в рамках одного государства, в случае с Италией можно говорить о более или менее однородном этносе со значительными региональными особенностями.

Важность Италии для Российской Федерации определяется рядом факторов, в первую очередь, экономических, которые не могут остаться незатронутыми в случае серьезных перемен в государственном устройстве наших партнеров.

Традиционно принято считать, что некий цивилизационный и социальный конфликт в Италии существует между Севером и Югом. Это сложно отрицать, в особенности учитывая постоянно растущую популярность политических сил, в той или иной мере призывающих обособить Север Италии.

В то же время проблема значительно глубже. Можно с уверенностью говорить о серьезных различиях между не то что регионами, а даже городами в рамках одного региона. Причин тому много, начиная с искусственного определения границ ряда регионов и заканчивая особенностями политической системы Италии. Констатировать можно одно — проблема существует и требует решительных шагов со стороны итальянского правительства.

Само происхождение данной проблематики имеет очень глубокие корни.

Достаточно учесть, что вплоть до объединения Италии в 1861 году на разных территориях государства действовали разные правовые и административные системы. Жизнь части территорий, в частности ряд Северных регионов, уже была пронизана Наполеоновским кодексом и французской системой управления. Папское государство находилось под прямым управлением Папы Римского, в то время как Королевство Двух Сицилий подчинялось династии Бурбонов. После объединения Италии на территорию всего государства просто была распространена Пьемонтская правовая система, а чиновники-назначенцы из Турина приступили к исполнению обязанностей на территории всей Италии.

Удивителен сам факт образования Италии в качестве унитарного государства. Практически все действующие лица объединительного процесса выступали за Италию как минимум федеративную, а желательно и вовсе конфедеративную. За унитарное государство выступали лишь отдельные представители республиканского движения, которые отличились лишь теоретическими трактатами.

Вообще, весь процесс объединения Италии можно назвать удивительным. Вряд ли где-либо еще можно найти пример, когда ярый республиканец (Гарибальди) самостоятельно захватывает половину страны и дарит ее Королю (Виктору-Эммануилу II).

В последствии в Италии была выстроена крайне централизованная система управления, при которой префект, наиболее значимая фигура на региональном уровне, назначался из центра. От префекта зависело практически все, начиная от результатов национальных выборов и заканчивая социально-экономическим развитием того или иного региона.

За 150 лет Италия прошла через фашизм, образовала республику, которую условно принято делить на две (до 1990-х и после), однако проблема государственного устройства сохранилась, обретя еще и правовые основания.

Италию принято считать унитарным государством, об этом фактически говорится в Конституции государства, в которой, однако, также устанавливается, что «Законодательная власть принадлежит государству и областям», «области могут заключать соглашения с иностранными государствами» и т.д.

Устанавливается также особый статус для 5 регионов, у которых уровень автономии еще выше. Данные нормы кажутся естесственными, если учитывать искусственный характер рамок унитарного государства, в которых существует Италия. Фактически, номинально определяя себя в качестве унитарного государства, Италия на деле является более федеративной, чем ряд современных федераций.

Реформа избирательной системы, проведенная еще при премьер-министре Берлускони в 2005 году, создала условия для крайне высокого представительства регионального мнения в парламенте. Выборы в Сенат организовываются по мажоритарной системе, и избирательные округа формируются в границах регионов (за исключением 6 округов для итальянской диаспоры). При этом партия, набравшая относительное большинство в регионе, автоматически получает 55% мандатов данного региона.

При пропорциональных выборах в Палату Депутатов партии представляют региональные списки. То есть жители Турина и, скажем, Неаполя, голосуя на выборах за одну и ту же партию, голосуют за разные партийные списки, а затем, при распределении мандатов, обеспечивается равное представительство всех регионов, проголосовавших за данный список.

В итоге, благодаря данной системе такие партии, как Лига Севера, пропогандирующие идеи обособленности Севера и Юга страны, получают возможность не то что пройти в парламент, но и стать частью правительственной коалиции, обладая голосами части избирателей в ряде северных регионов.

Несмотря на недавнюю отставку лидера Лиги Севера Умберто Босси, популярность его партии, в особенности после ее перехода в оппозицию, будет расти.

Будущее итальянского государства однозначно — оно будет единым. Однако единство Италии может быть обеспечено различными путями. Это может быть централизация и закручивание гаек, а может быть еще большая федерализация и предоставление более широких полномочий регионам страны. Уровень политической культуры итальянского народа позволяет с уверенностью утверждать, что развал, которого опасались главные действующие лица периода объединения Италии, ей не грозит.

В современных искусственных рамках унитарного государства развитие конституционного и текущего законодательства Италии проходит в направлении федерализации, что приводит к частичной деформации политической и правовой системы. Однозначно одно: каким бы ни было следующее правительство Итальянской Республики (технократичным, популистским, харизматичным), ему прийдется иметь дело с данным вопросом, на который от него уже скоро будут ждать ответа.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу