«Мы уже как минимум 8 лет живем на основе правил ВТО»

23.04.12
Эксклюзив

«Мы уже как минимум 8 лет живем на основе правил ВТО»

Эксперты МГИМО: Исаченко Татьяна Михайловна, д.экон.н., доцент

Переговоры по вступлению России в ВТО продолжались почти 20 лет, и против российского членства в этой торговой организации высказывались не очень часто. Но как только стало известно, что переговоры завершены, и осталось только ратифицировать законопроект, противники вступления стали объединяться в группы и предлагать провести референдум по присоединению России к ВТО. О целесообразности всенародного голосования по этому вопросу, а также о согласовании правил ВТО и Таможенного союза «Экспертам МГИМО» рассказала профессор кафедры МЭО и ВЭС, заместитель декана Факультета международного бизнеса и делового администрирования Татьяна Исаченко.

— Татьяна Михайловна, имеет ли смысл всенародное голосование по такому вопросу? Не стоило ли провести референдум на заре переговоров?

— Вы абсолютно правильно подметили тенденцию того, что все выступления против присоединения России к ВТО активизировались в начале этого года. Должна отметить, что специалисты в области торговой политики, как в России, так и за ее пределами, внимательно следят за всеми негативными откликами и тщательно их анализируют. Не оставляют без внимания все комментарии и сотрудники министерств и ведомств, сделавших процесс присоединения России к ВТО возможным, причем именно на таких условиях, при которых российская экономика максимально защищает чувствительные отрасли и сектора. Давайте проанализируем все аспекты проблемы по порядку.

Во-первых, действительно вопрос о референдуме было бы целесообразно поставить на начальном этапе переговорного процесса — на так называемом информационном этапе, когда Россия предоставила в ГАТТ данные о существующем в то время торгово-политическом режиме и получила первые комментарии своих партнеров по мировому рынку. Справедливости ради следует отметить, что на протяжении всего периода переговоров Министерство экономического развития и Министерство промышленности и торговли информировали заинтересованных производителей, организовывали круглые столы и конференции по вопросам присоединения. Что касается сельского хозяйства, то представители Министерства сельского хозяйства также активно участвовали в переговорном процессе, и позиция формировалась с учетом их компетентного мнения.

Второй важный момент, который мне бы хотелось отметить: на самом деле мы уже как минимум 8 лет живем на основе правил ВТО. Возьму на себя смелость сказать, что сейчас происходит лишь официальное оформление принципиальных договоренностей и детальное согласование этапов реализации тех или иных обязательств. Уже в 2003 году были приняты крайне важные законы в области регулирования внешнеэкономической деятельности (Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Федеральный закон Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров). В апреле 2003 г. Государственная Дума приняла новый таможенный кодекс, впоследствии замененный Таможенным кодексом Таможенного союза. Этот список можно продолжить. Таким образом, возникает закономерный вопрос: где были противники ВТО тогда, когда принимались эти законы? Или тогда они их не читали?

Третий факт: сразу же после Министерской конференции глава российской переговорной группы, директор Департамента торговых переговоров М. Медведков дал несколько интервью, достаточно детально рассказав об основных условиях нашего присоединения. На сайте МГИМО мы также затрагивали эти вопросы — в комментариях «Долгая дорога в ВТО» и «Вступление в ВТО: перед нашей страной и нашими производителями стоит не менее сложная задача — научиться жить по новым правилам». На сайте ВТО есть Доклад рабочей группы по присоединению России к ВТО. Уже беглое изучение этих материалов позволяет говорить о чрезвычайно выгодных для нашей страны условиях присоединения, не позволяющее ущемлять интересы ни одной отрасли. Переговорный процесс был долгим, но, с учетом масштабов нашей экономики и потенциала нашей страны, эти вложенные усилия и годы переговоров дали эффективный результат. Анализируя аргументы противников, ясно понимаешь, что представление о ключевых аспектах нашего членства у них практически отсутствует.

У меня возникает устойчивое впечатление, что все негативные высказывания в отношении присоединения России к многосторонней торговой системе являются политической спекуляцией. Пользуясь относительной неосведомленностью широких слоев населения и, к сожалению, предпринимателей, так называемые «противники ВТО» просто пытаются заявить о себе. Их аргументы сводятся к текущему состоянию и не предусматривают перспективы роста и диверсификации структуры внешней торговли России. Нашей стране давно нужен новый стимул для развития и преодоления «голландской болезни».

— Несколько дней назад в Госдуме прошел круглый стол по вступлению России в ВТО. Среди прозвучавших на нем мнений было такое: России следовало сначала осуществить модернизацию экономики (как это сделали Индия и Китай), а уже потом вступать ВТО. А в нынешних условиях, когда оборудование отечественных предприятий сильно изношено, их рентабельность резко упадет. Насколько правдиво такое замечание? Можно ли избежать банкротства российских предприятий и каким образом?

— Я бы не стала утверждать, что Индия и Китай полностью осуществили и завершили процесс модернизации. Они определили для себя основные направления развития и использовали преимущества участия в глобальной системе регулирования торговли в интересах модернизации, привлечения инвестиций и стимулирования развития новых секторов экономики. Что касается Китая, то именно присоединение к ВТО стало одним из решающих факторов столь динамичного развития страны в 2000-е годы. Нельзя забывать об огромной «имиджевой» составляющей участия стран с переходной экономикой в многосторонней торговой системе. Присоединение — это крайне сложный и, как мы убедились на собственном примере, долгий процесс.

Если посмотреть уже упоминаемый выше Доклад рабочей группы, станет ясно, что в нем затронуты не только вопросы регулирования торговли товарами и услугами, но и проблемы макроэкономического развития, регулирования конкуренции, антимонопольного законодательства, валютно-финансового регулирования, функционирования особых экономических зон и региональных торговых соглашений.

Все эти вопросы, урегулированные на уровне ВТО, дают возможность потенциальным инвесторам убедиться в предсказуемости, стабильности и, тем самым, большей привлекательности российского рынка для иностранных капиталовложений, без которых невозможна модернизация. Хочется надеяться, что стабильность макроэкономической среды ведения бизнеса послужит дополнительным стимулом и для российского капитала, который сегодня активно вывозится в оффшоры, а потом возвращается «на Родину» как иностранный.

Кстати, одни из вопросов, который сейчас активно обсуждается и над изучением которого мы работаем, — это возможность согласования позиций стран БРИКС в рамках ВТО, что существенно усилило бы влияние России, Индии и Китая на формирование многосторонней системы регулирования торговли.

— Учитывает ли механизм Таможенного союза и единого экономического пространства правила ВТО?

— Это очень хороший вопрос, который практически не получил освещения в нашей периодике. Я достаточно глубоко занималась этим вопросом в процессе подготовки докторской диссертации; под эгидой МЭР было проведено много исследований по данной проблематике, в которых мне также довелось участвовать. В принципе, между Таможенным союзом и правилами ВТО на сегодняшний день устранены все противоречия, хотя, не скрою, они существовали.

Исследования, экономическая дипломатия и переговорный процесс — это, наверное, те три кита, на которых основано решению любой проблемы. В результате мы можем смело утверждать, что Таможенный союз (ТС) и Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) с точки зрения своей правовой базы соответствуют основополагающим принципам ВТО и, в частности, статье ХХIV ГАТТ и V cтатье ГАТС, которые формируют правовую базу регионального и интеграционного сотрудничества.

В мае 2011 г. участники ТС подписали и ратифицировали Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы. В России был принят Федеральный закон от 19.10.2011 №282-ФЗ «О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы». Целью этого договора стало обеспечение полноценного функционирования Таможенного союза в случае присоединения одного или нескольких его членов к Всемирной торговой организации.

Со дня присоединения любого из членов ТС к ВТО положения ВТО становятся частью правовой системы ТС. Первая присоединившаяся страна, каковой стала Россия, должна информировать своих партнеров по ТС и координировать с ними действия по принятию обязательств в качестве условия ее присоединения, требующих внесения изменений в правовую систему ТС. При последующем присоединении к ВТО другой страны ее обязательства (принятые в качестве условия присоединения к ВТО) также становятся частью правовой системы ТС. Может быть, это несколько сложное объяснение, однако можно с уверенностью утверждать, что с правовой точки зрения все сложные моменты учтены и предусмотрены. В то же время наличие правовой базы не означает отсутствия проблем. Проблемы есть и еще будут возникать, но главное — иметь цивилизованную основу для их устранения.

Несколько другой вопрос — эффективность ТС для России. Это вопрос также неоднократно поднимали в рубрике «Эксперты». Мне представляется, что значение участия в ТС для экономики нашей страны будет расти, однако оно не может являться альтернативой присоединению к ВТО как мировому клубу «законодателей моды», основоположнику правил и просто крупной глобальной структуры. Россия просто не имеет права оставаться в стороне от происходящих в мире процессов.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу