Присоединится ли Вьетнам к Таможенному союзу?

01.08.12
Эксклюзив

Присоединится ли Вьетнам к Таможенному союзу?

Эксперты МГИМО: Исаченко Татьяна Михайловна, д.экон.н., доцент

В прессе появились сообщения о том, что Вьетнам хотел бы присоединиться к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана. Заместитель декана Факультета международного бизнеса и делового администрирования, профессор кафедры МЭО и ВЭС Татьяна Исаченко считает, что заявление о возможности присоединения Вьетнама к ТС является скорее проявлением доброй политической воли вьетнамского руководства, чем намерением предпринять практические шаги в этом направлении в ближайшей перспективе.

— Насколько вероятно присоединение Вьетнама к Таможенному союзу? Допускает ли устав союза (или какой-то другой релевантный документ) такое развитие событий?

— Вероятность присоединения Вьетнама или другой страны к любому торговому и/или экономическому блоку определяется условиями членства в этом блоке — прежде всего, правовой базой. В этом отношении Таможенный Союз (ТС) — открытая группировка, и любая страна, заявив о своем желании и проведя переговоры, может стать членом блока. Главное условие — согласие присоединяющегося государства со всеми нормами и правилами ТС.

Такие же условия содержались и в Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года, и в Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года. Возможность расширения таможенных союзов и зон свободной торговли также регламентирована Договоренностью о толковании ст. XXIV ГАТТ 1994 года. Поскольку целью таких соглашений является облегчение торговли между составляющими территориями, при их расширении участники должны в максимально возможной степени избегать оказания неблагоприятного воздействия на торговлю других членов ВТО.

Все эти правовые нормы позволяют утверждать, что присоединение Вьетнама возможно и не является чем-то особенным и сенсационным.

В то же время эти положения отражают скорее теоретическую вероятность присоединения. Что касается реальности, то это процесс является гораздо более сложным. Таможенный союз предполагает, что страна отказывается от своей торговой политики и проводит общую торговую политику со странами-партнерами. Здесь и начинаются основные проблемы. Современные таможенные союзы не могут ограничиваться лишь введением единого таможенного тарифа, хотя, как показывает практика ЕврАзЭС, этот процесс не менее сложный, чем согласование процедур и формальностей. Необходима выработка единых правил по применению мер защиты внутреннего рынка, технического регулирования, санитарно-ветеринарных мер и многих других. Россия, Беларусь и Казахстан до сих пор находятся в процессе сложной работы и поиска приемлемых путей решения проблем. Несмотря на общность интересов, процесс идет нелегко и требует кропотливой работы. В этом отношении Вьетнам, безусловно, отличается от своих партнеров, и его присоединение к нормам ТС представляется крайне затруднительным. Необходимо также учитывать и нормы ВТО, согласно которым Вьетнаму необходимо будет пересмотреть условия своего членства, что тоже создает определенные проблемы.

— Зачем Вьетнаму Таможенный союз? И, с другой стороны, какие выгоды России, Беларуси и Казахстану может принести присоединение Вьетнама?

— Что касается выгод участников, то это более дискуссионный вопрос. В принципе, каждая страна самостоятельно просчитывает и определяет для себя возможность и степень эффективности участия в том или ином торговом блоке или организации. Вьетнам, безусловно, является крупным торговым партнером для всех участников ТС, и наоборот. Однако, как уже отмечалось выше, присоединение этой страны к блоку влечет за собой необходимость пересмотра многих правил регулирования внешнеэкономической деятельности, как со стороны Вьетнама, так и членов ТС. Для неокрепшего Таможенного Союза, для России, только что завершившей процесс присоединения к ВТО и не имеющей еще достаточного опыта работы в новых условиях, вряд ли можно говорить о серьезных экономических выгодах.

На мой взгляд, подобное заявление было скорее проявлением доброй политической воли и своего рода подтверждением намерений укреплять и расширять экономическое сотрудничество. Этому будет способствовать и предоставление Вьетнаму кредита на общую сумму около $10 млрд., о чем РИА Новости сообщили 27 июля 2012 г. Существуют и другие проекты, благодаря которым объем товарооборота между Россией и Вьетнамом может увеличиться в несколько раз. Не исключаю, что возможно согласование некоторых позиций России и Вьетнама по проблемам развития многосторонней торговой системы в рамках ВТО, в частности, по вопросам Дохийской повестки дня. Существует вполне реальная возможность заключения договора о зоне свободной торговли (ЗСТ) между ТС и Вьетнамом, при этом соглашение может не ограничиться торговлей товарами, а распространиться на такие важные аспекты сотрудничества как торговля услугами, режим капиталовложений и т. д. В этом случае, как показывают предварительные расчеты, Вьетнам мог бы получить экономическую выгоду в размере до $6 млрд. в год. Существуют перспективы для сотрудничества в области энергетики, автомобилестроения, гражданской авиации, поставок отдельных видов оборудования. В отдельных областях уже накоплен большой опыт взаимодействия, например, в энергетике. Об этом говорил министр по торговле Евразийской экономической комиссии А. Слепнев в ходе своего визита во Вьетнам в мае этого года. Активное сотрудничество между ТС и Вьетнамом может внести вклад в развитие и активизацию регионального взаимодействия в АТР.

Расширение ТС остается перспективным направлением внешнеэкономической политики, однако должно ориентироваться исключительно на критерии экономической эффективности.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу