Литва — государство евразийское

23.08.12

Литва — государство евразийское

Эксперты МГИМО: *Иванова Наталия Анатольевна

В Литве, как и в других странах постсоветского пространства, происходят процессы политизации истории и конструирования новой истории. Не фальсификации методами подмены фактов, а именно конструирования новой истории методами отбора «нужных» фактов, замалчивания «неудобных» фактов, создания мифов и легенд. Конструирование новой истории в Литве — попытка оправдать цивилизационный выбор правящих элит.

Вспомним, как проходил референдум о вступлении Литвы в ЕС и НАТО в 2004 году. С приближением вечера и момента истечения времени референдума политическая пассивность общества стала очевидно неприличной. Власти решили простимулировать процесс голосования дешевым маркетинговым ходом: в торговых центрах можно было приобрести товары первой необходимости «2 по цене 1» — если покупатель приходил с наклейкой «Я голосовал», которую можно было получить, только отдав свой голос на референдуме.

1 мая 2004 года Литва вступила в Евросоюз, сделав, по определению академика РАЕН Михаила Делягина, «цивилизационный выбор в пользу евроинтеграции». Под цивилизационным выбором здесь понимается региональная интеграция, отождествление с европейскими политическим и культурным сценарием в ущерб экономике страны — «экономический крах в пользу европейской цивилизации», как верно отметил Делягин.

Литовоцентризм

Природа проблемы конструирования истории лежит в области смены идеологии. То есть сегодня, исходя из нынешних внешнеполитических интересов Литвы, формируются принципы восприятия прошлого, которые далеко не всегда соответствуют объективному изложению истории.

Задача проста — «вымарать» культурные сценарии прошлого (а вместе с ними — тяготеющий к евразийскому способ мышления) и предложить новые ценности, принципы, стереотипы, образы и представления, направленные исключительно на обслуживание элиты.

Постсоветские государства перестают ощущать себя «национальными окраинами», историография создается по принципу «самоцентризма»: на Украине история украиноцентричная, в Эстонии — эстониецентричная, в Казахстане — казахстаноцентричная. Естественно, что в Литве — литвоцентричная.

Более того, представители научных сообществ предлагают иначе оценивать проблему взаимодействия «центра» и «национальных окраин» в СССР. Важным становится осознание своего вклада в российскую историю и культуру. Московский центр и окраина как бы поменялись местами. Для национальных историков более важным становится вопрос о том, чем прославил Россию тот или иной народ, а не о том, чего он достиг в результате вхождения в ее состав. В данном контексте популярными в СМИ Литвы темами представляются: литовцы в советском кино, литовские молочные продукты в экономике СССР, Прибалтика как советская Европа, Паланга — всесоюзная здравница…

Литовские историки подчеркивают древность происхождения Литовской Республики. Не обращая внимания на претензии Беларуси, утверждают себя как единственных законных основателей и преемников Великого княжества Литовского. В 2003 году в стране широко отпраздновали 750-летие со дня коронации Миндаугаса. В 2009 году — с еще большим размахом отметили Тысячелетие поминания Литвы в исторических хрониках.

Престиж древности — еще одна из характеристик создаваемых новых историй. Пересмотру подвергается не только история Литвы в составе СССР, но и всеобщая история. Таким образом, подчеркивается былое влияние Великого княжества Литовского в Европе, величина территории — от Балтийского до Черного моря, авторитет литовских князей в Европе и на Востоке.

Новые истории заново мифологизируются, а национальная судьба и характер своего народа представляются исключительными.

«Галереи» героев и антигероев

Логично, что в числе антигероев оказались советские чиновники и красноармейцы, освобождавшие Литву в 1944 году. В интерпретации литовских историков они совершили повторную оккупацию, уничтожили литовскую экономику, воссозданную в межвоенный период, инициировали репрессии, уничтожили вместе с репрессированной интеллигенцией, деятелями культуры и искусства возродившиеся было культуру и искусство.

Еще один видный антигерой — Михаил Николаевич Муравьев, генерал-губернатор Виленского военного округа, назначенный на эту должность в 1863 году. Ему инкриминируются политика русификации местного населения и искоренение всех восстаний через повешение их участников.

В целом к категории «чужой», амплитуда которой колеблется при обострении двусторонних отношений между Литвой и Россией до категории «враг», относят все русскоязычное население Литвы.

«Галерею» героев составили представители интеллигенции, открыто боровшиеся за независимость Литвы — дипломаты, сохранявшие посольства за рубежом несуществующего государства, деятели искусства, создававшие в русле идей свободы, борьбы за независимость и национальной борьбы (вернее, местного понимания и представления об этих идеях, разумеется, сформулированного уже в современности и в соответствии с политическими задачами современности) произведения искусства и памятники.

К литовским героям причисляют и тех, кто вступал в войска СС и участвовал в преследованиях и расстрелах евреев. Созданы культ участников движения сопротивления в поствоенный период и миф о том, что это движение формировало без исключений все литовское население — движение было монолитным, единой стеной боровшимся против оккупантов.

Литовские историки предлагают свою периодизацию истории, включенную во все школьные учебники по истории и требуемую от выпускников средних школ на государственном экзамене по истории.

Особая тема — война

Существует общий не исторический, а, скорее, политический вопрос: какой праздник отмечать 9 мая — День Европы по европейской традиции или День Победы? Если День Победы, тогда — какой победы? В Великой Отечественной или Второй мировой войне? Сегодня Литва остановилась на праздновании Дня Европы и термине «Вторая мировая война».

К сожалению, в наши дни нередки попытки использовать тематику Второй мировой войны, вопросы о причинах этой глобальной катастрофы в своекорыстных целях, в том числе в надежде скроить «под себя» набирающие темпы процессы трансформации международных отношений, а то и попросту встать на их пути. Это цитата из выступления министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Слова, произнесенные два года назад, еще долго не утратят актуальности.

В мероприятиях, которые организовывают в Литве посольства постсоветских стран, официальная Литва не участвует, но и не препятствует организуемым в стране акциям. Единственное требование — чтобы все происходило в соответствии с буквой закона. А закон запрещает использовать на массовых мероприятиях советскую символику. Но в общественное сознание инициированный правыми перерожденцами закон вошел как закон, приравнивающий советскую и нацистскую символики.

Кстати, закон оценивается весьма противоречиво.

Например, политик и историк Витянис Андрюкайтис ведомость жителей Литвы на исторические мифы и легенды объяснил исторической неграмотностью населения:

«У большей части людей в целом нет исторических знаний. Политики им рассказывают историю упрощенную и однозначную. Людям недостает критического мышления, чтобы усомниться. Поэтому в данном случае именно как интеллигент я против политических тенденций, превращающих историю в служанку политики».

Эмоциональное мнение предложила учитель истории из литовского провинциального Радвилишкиса Ангеле Амбразене:

«Закон о сталинизме и нацизме — чушь и попытка унизить таким уравнением все благое и созидательное, что было сделано в Литве за годы советской власти. 9 мая — это священный праздник. Каждый нормальный человек это понимает. Потому что если бы не русский солдат, страшно представить, в каком мире мы бы сейчас жили».

А вот мнение с другой стороны «баррикад». Политолог Нериюс Малюкявичюс полагает:

«Была осуществлена попытка не механически сравнивать два режима — нацистский и фашистский. Это была попытка призвать мировое сообщество на правовом уровне переосмыслить оба режима, адекватно оценить их преступления и сделать выводы о схожести в методах, целях и масштабах нанесенного миру ущерба».

Изучая современность

Анализ тенденций трактовки истории показывает, что создаваемые сегодня принципы восприятия прошлого рассказывают не о прошлом, а о настоящем. Процесс «сложения» новых историй не самостоятельный, не объективный, а инициируемый и управляемый сверху. По создаваемым сегодня представлениям о прошлом Литвы в составе Российской империи и СССР становятся понятны нынешние внешнеполитические интересы Литвы, которые преследуют правящие элиты.

Одна из задач государственной идеологии — создать систему идей и представлений одного субъекта мировой политики в отношении других, выработать целевые и пропагандистские установки, рассчитанные, прежде всего, на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Это происходит сегодня со стороны Литвы в отношении России за счет политизации общей истории, дерусификации общественно-политической жизни.

Объяснить это можно тем, что Литва сделала цивилизационный выбор в пользу евроинтеграции.

Однако по своему мышлению литовская нация — не европейская. Исторически Литва сотрудничала всегда с восточными странами и представляла собой экономически, политически и культурно государство скорее евразийское.

Поэтому, в том числе за счет конструирования новой истории и насаждения внутри страны новых ценностей, происходит попытка привить по уровню эволюционного развития неготовой нации европейские политические и культурные сценарии и нормы. Эти изменения культурных сценариев объяснили бы «задыхающейся» от проблем в экономике литовской общественности необходимость и «единственноверность» совершенных в 2004 году радикальных общественно-политических перемен и выбор нового внешнеполитического курса.

Это подход, продиктованный соображениями идеологии и политической целесообразности. Изменив те изначальные идеи, ценности, принципы и представления, с которых трактуется история, происходят попытки полностью изменить мышление общества, сделать нацию уязвимой, лишив ее корней, а, следовательно, и культурной точки опоры.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Литовский курьер
Распечатать страницу