Европейский стабилизационный механизм не станет «пособием по безработице» для кризисных стран еврозоны

20.09.12
Эксклюзив

Европейский стабилизационный механизм не станет «пособием по безработице» для кризисных стран еврозоны

Эксперты МГИМО: Кавешников Николай Юрьевич, к.полит.н.

Заведующий кафедрой европейской интеграции МГИМО Николай Кавешников — о роли нового стабфонда в оздоровлении еврозоны.

— Конституционный суд ФРГ одобрил создание Европейского стабилизационного механизма (ESM), призванного помогать странам ЕС в борьбе с кризисом. Этот механизм должен заменить два существующих фонда, Европейский фонд финансовой стабильности и Европейский механизм финансовой стабилизации, которые, в свою очередь, будут упразднены. Зачем это делается? Чем этот новый механизм будет отличаться от старых?

— Европейский фонд финансовой стабильности (ЕФФС) и Европейский механизм финансовой стабилизации (ЕМФС) были созданы в 2010 году как инструменты реагирования на острую фазу кризиса. Необходимость принятия срочных мер требовала быстрых решений, которые не нужно было бы ратифицировать. Оба инструмента изначально создавались как временные, со сроком действия до 2013 года. ЕМФС находится в управлении Еврокомиссии и предполагает возможность выделения до 60 млрд. евро из бюджета ЕС. ЕФФС был создан как отдельная организация с мандатом кредитовать проблемные страны еврозоны под финансовые гарантии всех стран ЕС. Имея за счет этих гарантий высокий кредитный рейтинг, он занимает средства на открытых рынках под небольшой процент и ссужает тем странам, которые испытывают сложности с обслуживанием своей задолженности. В противном случае таким странам пришлось бы занимать деньги на рыночных условиях под очень высокий процент. Изначально страны ЕС предоставили ЕМФС гарантий на 440 млрд. евро, позднее эта сумма была увеличена до 780 млрд. евро.

Из двух указанных источников (кроме того, часть средств предоставил МВФ) были открыты кредитные линии Ирландии (85 млрд. евро), Португалии (78 млрд. евро) и Греции (164 млрд. евро). Эти средства выделяются отдельными траншами по мере необходимости и с учетом выполнения странами-заемщиками согласованных программ бюджетной экономии.

Европейский стабилизационный механизм (ЕСМ), который с конца 2012 года заменит ЕФФС и ЕМФС, по своей сути очень похож на них. Он является самостоятельной организацией, чья цель — оказание помощи странам еврозоны. Его капитал складывается из взносов стран еврозоны (80 млрд. евро) и их финансовых гарантий (620 млрд. евро). Опираясь на эти финансовые гарантии, он сможет дешево занимать деньги на финансовых рынках и дешево кредитовать проблемные страны зоны евро. Вклад в капитал фонда распределен в соответствии с объемом ВВП, наибольшая доля приходится на Германию (27,1%), Францию (20,4%) и Италию (17,9%).

Но есть и существенные отличия. Во-первых, в финансировании ЕСМ принимают участие только страны зоны евро. Во-вторых, ЕСМ интегрирован в структуру институтов Евросоюза, при выделении кредитов он будет руководствоваться требованиями учредительных договоров и решениями еврогруппы. В-третьих, получить помощь смогут лишь те страны еврозоны, которые ратифицируют подписанный в марте 2012 г. Договор о стабильности, сотрудничестве и управлении ЭВС. Этот договор задает обязательные нормативы снижения госдолга для тех стран, где госдолг превышает 60% ВВП, учреждает процедуру контроля над дефицитом бюджета, предполагает контроль органов ЕС над бюджетной политикой проблемных стран и жесткие санкции за нарушение взятых ими обязательств.

— Чего хотели добиться инициаторы судебного процесса — более 37 000 немецких политиков, чиновников и представителей общественности? Почему они выступают против создания стабилизационного механизма?

— Критика ЕСМ звучит как на юге Европы, так и в странах-донорах. Требования жесткой экономии вызывают крайне негативную реакцию у населения Греции, Испании и ряда других стран. Особенно в условиях, когда основной груз урезания бюджетных расходов падает на средний класс и малообеспеченные группы, а крупный бизнес, хорошо заработавший в эпоху дешевых денег и роста государственных расходов, сегодня не без успеха пытается выйти сухим из воды. Основным объектом для критики выступают именно те «внешние» организации, которые навязывают сокращение бюджетных расходов: ЕС, МВФ и особенно Германия.

В Германии опасения по поводу ЕСМ носят несколько иной характер. В обществе укрепляется мнение: «Хватит кормить „ленивых“ греков и т. д. за счет немецких налогоплательщиков». У политиков озабоченность вызывает передача решений о субсидировании других стран в наднациональную организацию, где Германия будет иметь лишь один голос из многих, но при этом является основной страной-донором.

Конституционный суд ФРГ отчасти снял эти озабоченности, указав, что 1) каждое решение о выделении средств ЕСМ той или иной стране должно быть одобрено Бундестагом, 2) ЕСМ не вправе напрямую занимать деньги в ЕЦБ, а должен делать это на открытых рынках, 3) детальная информация о деятельности ЕСМ должна быть доступна Бундестагу.

Но, разумеется, те, кто подавал иски в Конституционный суд ФРГ, не удовлетворены принятым решением. Ведь под юридическими предлогами они хотели достичь политической цели: не допустить частичной ответственности Германии по долгам проблемных стран еврозоны.

— Журналисты наперебой называют стабилизационный механизм и его главного пропонента, канцлера Германии Ангелу Меркель, спасителями еврозоны. Почему этот механизм так важен для Европы?

— Наиболее явным признаком экономического кризиса в странах южной Европы является кризис доверия на рынках капитала, что привело к удорожанию кредита. Практически невозможно обслуживать государственный долг, когда ставки по облигациям превышают 7–8%. А, например, в Греции в некоторые моменты ставка достигала 25%.

Создание ЕСМ позволит предоставлять проблемным странам дешевые кредиты, без чего дефолт был бы неизбежен. Также предполагается, что под внешним управлением проблемные страны нормализуют государственные финансы, обеспечат текущий профицит бюджета и в долгосрочной перспективе снизят госдолг до приемлемого уровня.

При благоприятных условиях ЕСМ действительно способен внести существенный вклад в укрепление управления еврозоны и оздоровление экономики стран юга Европы. Но госдолг — лишь симптом болезни. Причина этой болезни — низкая конкурентоспособность ряда европейских экономик. Единственное реальное лекарство — это структурные реформы. Сокращение госрасходов может оздоровить бюджет, но неизбежно отрицательно скажется на экономической активности. С одной стороны, понятно, что если в бюджете имеет место дефицит, а у страны — большой государственный долг, тогда расходы надо сокращать. Но с другой стороны, верно и то, что, сокращая текущие расходы, вы подрываете будущий экономический рост.

К тому же в сложившейся ситуации есть и политический аспект. Последние два года в Греции, Испании и Португалии постоянно проходят массовые акции протеста и забастовки против политики бюджетной экономии. Тем более что такая экономия воспринимается как навязанная извне: «Богатые немцы и бюрократы из ЕС лишают нас последнего куска хлеба». Вопрос в том, удастся ли политикам не допустить роста протестной активности и дестабилизации политической ситуации.

— Не станет ли ESM постоянным «пособием по безработице» для Испании, Греции и других кризисных стран?

— Ни в коем случае. Как я уже говорил, помощь из фондов ЕСМ жестко увязана с выполнением программы строгой бюджетной экономии. Если проблемным странам удастся реализовать эти программы, то в долгосрочной перспективе они избавятся от необходимости просить средства ЕСМ. Если страна не сможет выполнять свои обязательства, то ЕСМ должен прекратить финансовую поддержку — и тогда страна столкнется с перспективой дефолта и, вероятно, выхода из еврозоны. Но, правда, в такой ситуации политики ЕС могут решить, что ради сохранения еврозоны в нынешнем составе стоит смягчить требования к проблемным странам.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу