Распределение бюджетных мест и рейтинги вузов

20.11.12
Эксклюзив

Распределение бюджетных мест и рейтинги вузов

Эксперты МГИМО: Харкевич Максим Владимирович, к.полит.н.

Министерство образования и науки с 2014 г. готовится проводить мониторинг успешности выпускников вузов на рынке труда. Это уже второй инструмент гармонизации системы высшего и послевузовского образования России с задачами модернизации и развития инновационной, наукоемкой экономики, а также приближения образования к нуждам рынка.

В приложении к проекту соответствующего приказа Минобрнауки заявлено, что выделение бюджетных мест будет осуществляться «с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах; устанавливаются в целях обеспечения воспроизводства и развития инновационного потенциала экономики, создания условий для развития научных школ в профессиональном образовании; разрабатываются с учетом складывающейся демографической ситуации».

Государственные расходы на одного студента растут с каждым годом. Если в 2000 г. государство тратило 17 тыс. руб. на студента, то в 2011 г. эта сумма увеличилась до 223 тыс. рублей, т. е. в 13 раз! (См.: табл. 1)

Таблица 1. Государственные расходы на образование в расчете на одного обучающегося в системе высшего и послевузовского профессионального образования

Источник: Образование в Российской Федерации: 2012: стат. сб. — М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2012. — С. 28.

При таком увеличении финансирования высшего и послевузовского образования желание государства увеличить эффективность расходуемых средств, приблизить высшее образование к потребностям национальной экономики, целям инновационного развития и модернизации выглядит естественным.

На данный момент в механизме распределения бюджетных мест в систем высшего и послевузовского образования появилось два новых инструмента: мониторинг эффективности вузов и мониторинг кадрового развития вузов (начнет действовать с 2014 г.).

Мониторинг эффективности вузов проводится по пяти критериям:

I. Образовательная деятельность: средний балл ЕГЭ очных студентов, обучающихся на бюджетной основе;

II. Научно-исследовательская деятельность: объем НИОКР в расчете на одного НПР;

III. Международная деятельность: удельный вес численности иностранных студентов в общем выпуске студентов (приведенный контингент);

IV. Финансово-экономическая деятельность: доходы вуза из всех источников в расчете на одного НПР;

V. Инфраструктура: общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента.

В начале ноября были опубликованы первые результаты данного мониторинга (См.: Таблицу 2). В целом, распределение оказалось 60 к 40 в пользу эффективных вузов. Особенно хорошо проявили себя юридические вузы, показав 100% результат. Плохо дела обстоят у педагогических вузов, более 70% из которых признаны неэффективными.

МГИМО попал в зеленую зону эффективности. При этом, как уже сообщал А.Шахов, у Университета есть потенциал роста по критерию отношения объема НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника. По остальным четырем критериям наш университет выполняет заданные нормативы.

Следует отметить, что по рейтингу «Эксперта» МГИМО в 2012 г. занял почетное второе место по показателю качества образования после МГУ.

От положения вуза на шкале эффективности будет, в том числе, зависеть количество выделенных для него бюджетных мест.

Таблица 2. Распределение вузов по группам

Источник: Минобрнауки

Отвечая на вопросы журналистов, заместитель министра А.Климов предупредил, что «начиная со следующего года мы результаты мониторинга будем использовать как один из важнейших факторов распределения бюджетных мест по вузам. В том смысле те вузы и филиалы, которые имеют худшие результаты, будут иметь меньше возможностей получения бюджетных мест. Эта позиция поддержана и Российским союзом ректоров, и Ассоциацией ведущих университетов России»[1].

Вторым инструментом реализации образовательной политики, который призван связать образования с потребностью экономики, призван стать рейтинг вузов по критерию трудоустройства их выпускников. В министерстве считают, что низкий уровень трудоустройства выпускников вузов связан с дисбалансом предложения и спроса на рынке труда и несоответствием компетенций выпускников требованиям работодателей. В связи с этим Минобрнауки собирается с 2014 года вести мониторинг кадрового развития вузов, получая от учебных и исполнительных органов информацию об успеваемости, трудоустройстве, карьере и доходах выпускников. Данные эти будут обобщаться, обрабатываться и публиковаться в виде рейтинга[2].

Следует отметить, что у МГИМО в этом рейтинге должны быть хорошие перспективы. Так, согласно рейтингу газеты «РБК daily», который показывает, чьи выпускники чаще других добивались наибольшего карьерного роста на государственной службе, Университет находится на третьем месте после МГУ и СПбГУ. Также МГИМО занимает третье место после МГУ и Московского финансового института в рейтинге инкубаторов топ-менеджеров. А при пересчете на количество студентов Университет демонстрирует абсолютное лидерство по данному критерию.

К 2014 г. Минобрнауки планирует запустить в работу систему, которая будет на автоматическом уровне рассчитывать количество бюджетных мест в вузах, основываясь на данных мониторингов и информации, предоставляемой самими вузами[3].

Позиции МГИМО в автоматизированной конкуренции за бюджетные места достаточно сильны. Но при этом не следует забывать об обострении данной конкуренции в связи с появлением на рынке образования новых амбициозных вузов и демографическим спадом.

1. А.А. Климов. Минобрнауки учтет результаты мониторинга вузов при распределении бюджетных мест

2. Панов П. Минобразования составит рейтинг успешности выпускников // Известия. – 15.11.2012.

3. См.: Панов П. Минобразования автоматизирует набор бюджетников в вузы // Известия. – 9.11.2012.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу