Российская арктическая политика: обнадеживающие итоги года

21.12.12
Итоги года

Российская арктическая политика: обнадеживающие итоги года

Эксперты МГИМО: Александров Олег Борисович, к.полит.н., доцент

Доцент кафедры международных отношений и внешней политики России Олег Александров называет 2012 год временем «надежд в арктической политике России».

Для арктической политики России 2012 год стал значимым по целому ряду причин. Во-первых, в уходящем году очередная российская полярная экспедиция провела дополнительные научные исследования на поднятии Менделеева, которое, наряду с подводным хребтом Ломоносова, составляет основу российских претензий по поводу расширения границ континентального шельфа в Арктике. В экспедиции «Арктика-2012» приняли участие ледоколы «Капитан Драницын» и «Диксон», а также уникальная глубоководная атомная станция АС-12, которой дали прозвище «Лошарик».

В ходе глубоководного бурения на поднятии Менделеева, а также на основе сделанных сейсмических наблюдений дна Северного Ледовитого океана в указанном районе российские специалисты делают однозначный вывод о том, что геологическая природа этих образований идентична той, которую имеют континентальные структуры (так называемая Сибирская платформа). Это позволяет России с оптимизмом смотреть в будущий год, когда России предстоит обработать полученные в ходе экспедиции данные и представить свои аргументы в Комиссию ООН по границам континентального шельфа. При этом речь не идет о новой заявке, а о дополнении уже поданной в 2001 году.

Еще одним значимым событием уходящего года стало принятие новой редакции закона о Северном морском пути (СМП). Как известно, СМП является важнейшей транспортной артерией России в Арктике, обеспечивая кратчайший торговый путь из Европы в Азию. Сохранение контроля над использованием трасс СМП для России является задачей стратегического значения. С одной стороны, Россия заинтересована в коммерческом использовании акватории в границах своей исключительной экономической зоны (ИЭЗ) и не ставит под сомнение принцип свободы мореплавания в открытом море. С другой стороны, российский интерес заключается в том, чтобы вопросы экологии и безопасности использования этой арктической магистрали были надлежащим образом учтены. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года предоставляет прибрежным государствами возможность решать вопросы экологической безопасности в рамках своих ИЭЗ. В противоположность этому, США и ряд других арктических стран выступают за идею «интернационализации» СМП и наделения его «международным статусом». Между тем, новый российский закон о СМП утверждает его национальный статус, определяя его как «исторически сложившуюся национальную транспортную коммуникацию Российской Федерации». Кроме этого, создается специальный орган, который будет отвечать за организацию плавания в акватории СМП. В частности, новый орган будет уполномочен давать разрешение на плавание судов по трассам СМП. Как ожидается, администрация Севморпути будет сформирована в 2013 году.

В данном контексте следует упомянуть и подписанное между ОАО «Новатэк» и госкорпорацией «Росатом» соглашение о сотрудничестве в освоении Арктики. Стороны договорились об осуществлении безопасного и эффективного судоходства в Арктике и в Балтийском море. Подписанное соглашение, в частности, предусматривает заключение долгосрочного (на 15 лет) договора на ледокольную проводку по СМП судов с газоконденсатом. Это означает гарантированную загрузку российского атомного ледокольного флота на полтора десятка лет вперед. Как предполагается, к 2020 году «Атомфлот» сможет ежегодно перевозить по трассам СМП 17,5 млн. тонн грузов.

Вселяет оптимизм и программа строительства новых атомных ледоколов на основе подписанного в августе этого года соглашения между госкорпорацией «Росатом» и ООО «Балтийский завод-Судостроение». Речь идет о строительстве трех атомных ледоколов нового класса. Наличие мощного ледокольного флота обеспечивает надежные позиции России в Арктике, а атомные ледоколы и вовсе являются российским «ноу-хау». В уходящем году было принято решение о достройке плавучей атомной электростанции «Академик Ломоносов», которую планируют ввести в эксплуатацию в 2016 году. В рамках «Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года» планируется построить около 5 подобных атомных энергоблоков к 2020 году. Это принципиально новый и перспективный проект, который способен полностью решить проблему энергоснабжения городов Крайнего Севера и Дальнего Востока России.

Реализация подобной программы способна в перспективе решить сразу несколько задач. Во-первых, она будет способствовать экономическому развитию регионов Крайнего Севера и препятствовать оттоку населения. Во-вторых, в военно-стратегическом плане создаются условия для благоприятного круглогодичного функционирования арктических военных баз. В-третьих, в геополитическом плане Россия в перспективе способна будет решить задачу превращения из континентальной в морскую державу. Свободная от льдов акватория Северного Ледовитого океана предоставляет России свободный доступ как в Атлантический, так и в Тихий океаны, стимулируя развитие гражданского судостроения.

2012 год для России был интересен и значим подготовкой межправительственного соглашения арктических стран о ликвидации последствий нефтяных загрязнений в Арктике. Обладая самой протяженной береговой линией в Арктике, Россия более остальных стран подвержена рискам экологических катастроф и, таким образом, крайне заинтересована в принятии международного законодательства, которое снизило бы риски происшествий при разработке месторождений, расположенных на арктическом шельфе. В разработке данного соглашения принимают участие все восемь государств Арктического Совета.

Еще одной приятной новостью стало принятие российской компанией «Роснефть» и американской корпорацией ExxonMobil декларации о совместной охране окружающей среды, сохранении биоразнообразия при разработке российской части континентального шельфа Арктики.

В 2012 году продолжалась работа над проектом федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации», который, как ожидается, поступит на рассмотрение российского правительства уже в следующем году. Прежние версии законопроекта вызвали критику экспертного сообщества, так как содержали ряд положений, которые ущемляли суверенитет России в Арктике. Россия планирует всесторонне развивать свою арктическую зону, используя ее как для решения экономических задач, так и для укрепления собственной безопасности. В частности, на Новой Земле планируется разместить группу сверхзвуковых истребителей-перехватчиков МИГ-31, который войдут в состав создаваемой в России системы ПРО. На ядерном полигоне Новой Земли Россия возобновляет ядерные испытания подкритического уровня.

Наконец, позитивной новостью уходящего года стали действия России по развитию туризма в российской части Арктики. Речь, прежде всего, идет о модернизации туристической инфраструктуры Земли Франца-Иосифа и создании там национального парка «Русская Арктика», куда планируется включить 190 островов этого архипелага. Наряду с этим, Россия планирует добиться увеличения притока туристов и на Шпицберген, для чего собирается модернизировать туристическую инфраструктуру Баренцбурга. Резюмируя вышесказанное, следует отметить 2012 год как год надежд в арктической политике России.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу