Экономить или тратить? ЕС не может ответить на этот вопрос

07.02.13

Экономить или тратить? ЕС не может ответить на этот вопрос

Эксперты МГИМО: Кавешников Николай Юрьевич, к.полит.н.

Перед участниками саммита Евросоюза, проходящего в Брюсселе 7—8 февраля, стоит масштабная задача — согласовать проект бюджета ЕС на период с 2014 по 2020 гг. Аналогичная попытка провалилась в ноябре 2012 г. вследствие жесткой позиции Великобритании.

Споры вокруг основного финансового документа Евросоюза приобрели за последние месяцы принципиальный характер и практически полностью повторяют расклад сил в ЕС в целом.

На одном полюсе — страны, которые принято называть экономическими «тяжеловесами» Евросоюза. Это Великобритания, Германия, Нидерланды, Финляндия, Норвегия и Швеция. Они убеждены, что выход из европейского финансового кризиса надо искать на путях дальнейшего ужесточения бюджетной дисциплины и ответственности национальных правительств. Подобной антикризисной стратегии Еврокомиссия в целом придерживалась на протяжении последних двух лет, и, как полагают в Лондоне, Берлине или Амстердаме, именно она и позволила предотвратить апокалипсические сценарии типа распада еврозоны и девальвации евро.

Эта группа стран придерживается лозунга, озвученного однажды федеральным канцлером Ангелой Меркель — «Не надо надувать новые спекулятивные пузыри». А чтобы этого не произошло, совокупный бюджет ЕС должен быть максимально «компактным» и не содержать в себе новые дотации «проблемным» странам. По крайней мере, до тех пор, пока там не разберутся со старыми долгами.

«Проблемные» страны во главе с Грецией с подобной логикой категорически не согласны. Они считают, что долг ЕС как организации — помогать попавшим в финансовую беду товарищам, в том числе через специализированные социальные фонды и дотации. Схожую позицию занимают такие государства, как Венгрия, Польша, Чехия, Румыния и Болгария, считающие, что Брюссель слишком много требует от стран-членов Центральной и Восточной Европы, но слишком мало отдает взамен.

Между этими двумя лагерями расположились три страны — Франция, Италия и Испания — чье мнение, возможно, в конечном итоге и окажется решающим. Французское правительство убеждено, что Евросоюз должен действовать не только фискальным кнутом, но и дотационным пряником — инвестируя в социальные, инфраструктурные и прочие программы.

В противном случае финансовый кризис просто перейдет в длительную экономическую стагнацию. Но при этом Париж не может и полностью перейти на позиции тех же Греции, Португалии или Ирландии, поскольку это обострит противоречия Парижа и Берлина — что для ЕС самоубийственно в геополитическом плане.

Что же касается Испании и Италии, то эти две страны в финансовом плане остаются в «подвешенном» полупроблемном состоянии. Они заинтересованы в получении субсидий из фондов ЕС — в первую очередь, сельскохозяйственного. Но это не должно выглядеть как финансовая антикризисная помощь — и тем более не должно сопровождаться какими-либо требованиями и условиями социального характера.

Пока перевес в дискуссиях на стороне «тяжеловесов». Председатель Евросовета Херман ван Ромпей уже был вынужден пересмотреть первоначальный вариант совокупного бюджета на 2014–2020 годы в размере 1,09 трлн евро. Нынешний вариант предусматривает расходы в 960 млрд евро. По словам ван Ромпея, будущий бюджет «должен стать бюджетом умеренности», а потому он «впервые за все время будет включать в себя реальные сокращения».

Однако теперь возмутились депутаты Европарламента. Сопредседатель депутатской фракции «зеленых» и ветеран массовых антиправительственных демонстраций 1968 года в Париже Даниэль Кон-Бендит уже назвал урезание бюджета ЕС «исключительной глупостью», поскольку на европейском уровне, наоборот, «необходимо создавать условия для роста».

Аргументы каждой из сторон понятны и предсказуемы. Однако с точки зрения экономической логики, позиция стран, обвиняющих Евросоюз в нежелании помогать слабым, выглядит сомнительнее. Ведь возможности ЕС и стран, в него входящих, в финансовом плане отличаются в десятки раз, отметил в беседе с «Голосом России» заведующий кафедрой европейской интеграции МГИМО МИД России Николай Кавешников:

«Бюджет Европейского союза как организации составляет порядка 1% валового внутреннего продукта стран-членов ЕС. А национальные бюджеты составляют примерно 40% ВВП. Так что говорить о том, что Брюссель забирает все и при этом ничего не делает — это маленькое преувеличение. В распоряжении национальных правительств денег примерно в 40 раз больше».

Учитывая накал дискуссий и стоящие «на кону» многомиллиардные суммы, вряд ли сторонам удастся придти к всеобъемлющему компромиссу уже на нынешнем саммите. Ведь расклад сил не претерпевает принципиальных изменений, отметил в беседе с «Голосом России» профессор экономики римского университета «Ла Сапиенца» (La Sapienza) Паоло Гуерриери.

В лагере сторонников жесткой бюджетной экономии по-прежнему находятся экономически самые сильные страны — члены Евросоюза: Великобритания, Германия, Нидерланды и государства Скандинавии, подчеркнул эксперт:

«Ситуацию по выработке бюджета ЕС намного усложнила Великобритания. Британская позиция во многом продиктована „домашними“ причинами. Премьер Кэмерон стремится подобным образом укрепить свои позиции внутри страны, где подобные демарши против Брюсселя традиционно встречают поддержку. Проблема заключается в том, что к британским требованиям ужесточения бюджета Европейского союза присоединились и другие страны — такие как Нидерланды и даже Германия.

В случае, если бы Лондон остался в изоляции, Евросоюзу, быть может, и удалось бы выработать какие-то согласованные решения. Однако поддержка, оказанная Великобритании не только Нидерландами и Германией, но также и экономически сильными странами Северной Европы, способна максимально осложнить нахождение подобного решения».

Не добавляет уверенности участникам саммита Евросоюза и политическая обстановка в отдельных странах ЕС. Так, в Испании продолжают звучать требования отставки правоцентристского правительства в связи с коррупционным скандалом, а в Италии «масла в огонь» вновь подлил неунывающий Сильвио Берлускони. В преддверии парламентских выборов он пообещал итальянцам вернуть уже уплаченный ими в 2012 году муниципальный налог на недвижимость — что с экономической точки зрения выглядит, мягко говоря, спорно.

Опасения относительно будущего Европы вновь усилились, отмечает большинство экспертов. Провал же нынешнего саммита ЕС, безусловно, намного усилит подобные настроения.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: РГРК «Голос России»
Распечатать страницу