«Цифровой Вестфаль»?

26.03.13
Эксклюзив

«Цифровой Вестфаль»?

Эксперты МГИМО: Зиновьева Елена Сергеевна, к.полит.н.

Старший преподаватель кафедры мировых политических процессов Елена Зиновьева — о российском подходе к глобальному управлению интернетом.

В декабре 2012 года в Дубаи прошла Всемирная конференция по международной электросвязи, ставшая важной вехой в череде дискуссий об управлении интернетом на глобальном уровне. Россия на конференции занимала проактивную позицию, предложив ряд существенных изменений в международный режим управления интернетом. В частности, Россия предложила рассматривать интернет как новую глобальную инфраструктуру электросвязи, по аналогии с другими, такими, например, как телефонная сеть. Это означает, что интернет, как и иные сети, следует регулировать на межгосударственном уровне, а государственный суверенитет распространить на национальные сегменты интернета. Российские инициативы были поддержаны Китаем, рядом арабских государств, а также странами Центральной Азии.

Предложения, вынесенные Россией на Дубайскую конференцию, предполагали передачу Международному союзу электросвязи(МСЭ) как специализированному учреждению ООН полномочий, которые в настоящий момент выполняет ряд межправительственных и неправительственных организаций, осуществляющих техническую координацию интернета. Особое место занимает ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers) — некоммерческая организация, зарегистрированная в США, штате Калифорния, и осуществляющая регулирование пространства имён и адресов интернета, а также координацию работ по выработке интернет-протоколов. Технические решения, принимаемые в рамках данной организации, на которую значительное влияние оказывает правительство США, имеют широкие политические и экономические последствия. США отказались поддержать инициативы по усилению международной составляющей регулирования интернета, обосновав свою позицию стремлением избежать угроз для свободы интернета. По итогам конференции международный режим управления интернетом существенных изменений не претерпел.

Проблема управления интернетом свидетельствует о том, что в международном сообществе существуют противоречивые взгляды на то, каким образом должен быть организован интернет и какую роль играют государства в его управлении. США стремятся закрепить лидерство в глобальной информационной сфере, сохраняя за собой контроль над ключевыми инфраструктурами интернета. Вместе с тем, растёт число государств, оспаривающих лидирующие позиции США в режиме управления интернетом, при этом крупные интернет-компании, такие как Google и Facebook, воспринимаются как проводники влияния США. В будущем следует ожидать продолжения международной линии на интернационализацию управления интернетом, передачи функций технической координации к межгосударственной структуре.

Несмотря на то, что интернет с технической точки зрения работает стабильно, вопрос об управлении интернетом,- прежде всего, политический и экономический. События «арабской весны», получившие в СМИ название «Twitter-революций», актуализировали проблему информационной безопасности и способствовали стремлению государств укрепить свой суверенитет в глобальном информационном пространстве. Дополнительный импульс придают учащающиеся кибератаки, в частности, атаки вируса Stuxnet на ядерные объекты Ирана в 2011 году, которые наглядно демонстрируют, что информационные войны и информационное оружие — это уже не абстрактные сценарии футурологов, но вполне реальная международная практика. Передача управления интернетом на межгосударственный уровень видится как важное условие более безопасного и стабильного интернета.

В этой связи исследователи высказывают опасение, что в информационной сфере разгорается «холодная война 2.0» и мир будет расколот на два лагеря, в один из которых войдут страны, выступающие за открытый и общедоступный (пусть и менее безопасный) интернет, а в другой — поддерживающие введение «цифрового суверенитета» в целях обеспечения информационной безопасности (подобный подход называют «цифровым Вестфалем» по аналогии с Вестфальским мирным договором, по итогам которого принцип государственного суверенитета лёг в основу международных отношений в Европе, а затем и во всем мире).

Интернет как глобальная сеть, не знающая границ, вступает сейчас в противоречие с существующей Вестфальской политической системой мира. В информационной сфере мир глобален и взаимозависим, но в политической сфере — разбит на суверенные государства. Значительная часть государств стремится усилить свой контроль над национальными сегментами сети, при этом обеспечив их эффективное участие в общемировых информационных процессах. Подобную цель ставит перед собой и Россия.

Нужно сказать, что во внешнеполитической линии России по итогам Дубайской конференции наметились некоторые изменения. В частности, большее внимание Россия уделяет экономическим аспектам регулирования интернета. Кроме того, как в мировой политике в целом, так в и России наметилась тенденция к широкому распространению мультистейкхолдеризма, что подразумевает участие в разрешении международно-политических проблем не только государств, но и бизнеса, НПО, экспертного сообщества. Подтверждением тому является практика проведения Российских форумов по вопросам управления интернетом. Проблематика информационной безопасности сохраняет своё значение во внешней политике России (о чем свидетельствует, в частности, новая редакция Концепции внешней политики России, в которой существенно расширена часть, посвящённая информационной безопасности). Согласно Концепции внешней политики Россия также намерена уделять большее внимание укреплению собственной «мягкой власти», что в современных условиях подразумевает необходимость обращения к инструментам цифровой дипломатии (использования интернета, в особенности, новых медиа и социальных сетей) в целях улучшения имиджа страны на международной арене, и реализации иных внешнеполитических целей.

Подводя итог, можно сделать вывод, что информационная политика России на международной арене не направлена на развитие противостояния или формирование системы отношений в интернете, аналогичной противостоянию времён «холодной войны». Россия выступает за многостороннее обеспечение информационной безопасности при равной роли всех государств и уважении суверенитета, наряду с возрастающим вниманием к вопросам экономического развития интернета и стремлением использовать предлагаемые им возможности для улучшения образа страны на международной арене.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу