Евросоюз сотрясают новые скандалы

31.05.13

Евросоюз сотрясают новые скандалы

Эксперты МГИМО: Кавешников Николай Юрьевич, к.полит.н.

Комиссар Евросоюза по энергетике Гюнтер Эттингер заявил, что «некоторые страны стали почти неуправляемыми». Среди последних он назвал Румынию, Болгарию и Италию

Не успел завершиться саммит Евросоюза, посвященный в том числе энергетическим вопросам, как еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер вновь привлек всеобщее внимание к своей персоне. В интервью германской газете Bild он выразил озабоченность в связи с тем, что «некоторые страны, среди которых Румыния, Болгария и Италия, стали почти неуправляемыми».

Ответная реакция последовала незамедлительно. Министр иностранных дел Румынии Титус Корлэцян потребовал от чиновника официальных объяснений.

«Я глубоко удивлен высказываниями господина Эттингера, однако, прежде чем выступить с комментариями по этому вопросу, мы бы хотели услышать от него официальных, публичных и убедительных разъяснений в связи с прозвучавшими заявлениями», — подчеркнул глава румынского внешнеполитического ведомства.

То, что в рамках формально единого Европейского союза существуют несколько неформальных блоков, уже ни для кого не секрет. Финансовый кризис лишь высветил это обстоятельство более выпукло и придал данной тенденции новый импульс.

На одном еврофланге расположились экономические лидеры Евросоюза, страны, сохраняющие социально-экономическую стабильность, такие как Германия, Нидерланды, Австрия, скандинавские государства.

По другую сторону оказались так называемые проблемные страны, ареал которых охватывает в основном Средиземноморье. Их правительства вынуждены пользоваться кредитными антикризисными пакетами, выделяемыми Еврокомиссией, Европейским центробанком и услугами МВФ, проводить непопулярные меры бюджетной экономии и при этом пытаться сохранить лицо для собственных избирателей. К этой категории стран относятся прежде всего Греция, Кипр, в значительной степени Португалия и примкнувшая к ним Ирландия.

Между этими полюсами (за вычетом традиционно удерживающейся особняком Великобритании), расположились государства, большинство из которых находятся в «подвешенном» состоянии. Формально они еще не стали «проблемными», то есть не нуждаются во внешней спасительной финансовой помощи. Но и назвать их благополучными тоже было бы преувеличением. Вектор финансово-экономических процессов пока четко не определен, но временами стремится сползти в кризисную зону.

И вот как раз к этой категории относятся три государства, упомянутые Гюнтером Эттингером — Болгария, Италия и Румыния. Объединяет их главное обстоятельство — отсутствие внутриполитической стабильности, неспособность либо сформировать правительство (как в случае с послевыборной Италией), либо обеспечить его длительное, устойчивое и эффективное функционирование — как в Болгарии и Румынии. Причем две страны-соседки по Юго-Восточной Европе имеют дополнительный тлеющий конфликт с Брюсселем по поводу их допуска в шенгенскую зону.

Оппонентами Софии и Бухареста традиционно выступают Нидерланды и в меньшей степени Германия, считающие, что болгарские и румынские власти не предпринимают необходимых мер по решению проблем внутренней и внешней миграции в Евросоюзе.

Эти линии раскола в ЕС не новы. Однако в настоящее время они становятся особенно «горячими» в силу внутриполитических факторов прежде всего в Германии — на родине еврокомиссара Эттингера. В конце сентября там пройдут всеобщие выборы, способные радикально переформатировать германское политическое пространство. На кону — не только сохранение нынешней правящей коалиции во главе с Ангелой Меркель (Angela Merkel), но и судьба связанных с ее именем антикризисных программ всего Евросоюза.

Фрау Меркель последние пару лет приходилось практически непрерывно оправдываться перед собственными избирателями за примерно 250 миллиардов евро, выделенных в общей сложности на спасение для еврозоны Греции.

Эта сумма, значительная часть которой действительно вынута из карманов немецких налогоплательщиков, составляет свыше 110% греческого валового внутреннего продукта. Понятно, что возвращение этих средств вряд ли возможно. Однако главная проблема заключается в том, что, если греческий сценарий повторится в Болгарии, Румынии и тем более в Италии, немецким бюргерам действительно придется несладко. А еще неслаще придется тем германским политикам, кто заикнется о необходимости спасать тех же болгар или румын. И уж во всяком случае перспективы избраться в бундестаг или на пост федерального канцлера перед таким политиком будут закрыты.

Главные фигуранты предвыборных баталий в Берлине это хорошо понимают. Кандидат на пост федерального канцлера от социал-демократов Пеер Штайнбрюк во время недавних публичных дебатов с действующим канцлером Меркель отметился призывом «выбросить Венгрию, скатывающуюся к диктаторскому режиму, из ЕС». И вот теперь венгерским соседям по региону Центральной и Юго-Восточной Европы досталось еще от одного немецкого политического «тяжеловеса», а заодно погрязшим во внутриполитических дрязгах итальянцам.

Аккурат к раскручивающемуся скандалу подоспел и новый доклад Организации экономического сотрудничества и развития, согласно которому экономика еврозоны сократится в текущем году на 0,6%. Ранее предполагалось сокращение на 0,1%. Кроме того, эксперты ОЭСР ожидают увеличения безработицы в еврозоне до 12,1% в текущем году и 12,3% в 2014 году. Прежние прогнозы предвещали 11,9% и 12,0% соответственно.

К слову, Эттингер является одним из ближайших соратников Ангелы Меркель по партии ХДС, что позволяет его оппонентам проводить обидные для немцев обобщения в духе возрождения германской агрессивности и экспансионизма. Таким образом, развитие ситуации в еврозоне может вскрывать проблемы, сохранившиеся в Европе со времен Второй мировой войны.

Кроме того, по его словам, говоря о перспективах развития ситуации в ЕС, следует учитывать еще два обстоятельства — расстановку сил в этой организации, а также тот факт, что те же Маастрихтские критерии на самом деле не сводятся только к параметрам национального госдолга.

«Я тщательно анализирую ситуацию, и оказывается, что квалифицированное большинство складывается в пользу стран-должников. Иными словами, они могут отменять возможные санкции со стороны Еврокомиссии. Все молчат и о том, что к Маастрихтским критериям относятся также инфляция, безработица. Об этом тоже молчат», — отметил в беседе с «Голосом России» эксперт Института Европы РАН Владислав Белов.

Примечательно, что финансово-экономические факты как раз сейчас не говорят об усилении рисков, связанных с Болгарией, Италией и Румынией. Более того, Еврокомиссия на своем заседании 29 мая позитивно оценила антикризисные усилия Софии, Рима и Бухареста. В частности, как передает агентство AFP, она констатировала, что Италия и Румыния (так же как и Венгрия) «делают достаточно для того, чтобы привести свои бюджеты в соответствие» с требованиями Евросоюза.

Более того, Еврокомиссия подчеркнула, что все эти государства должны быть исключены из перечня стран, в отношении которых может быть запущена так называемая Процедура против чрезмерного бюджетного дефицита. Да и в отношении Болгарии — в отличие от Испании, Польши, Словении, Португалии и даже Нидерландов — не было высказано серьезных финансовых нареканий. Так что претензии к так называемым новым странам Евросоюза далеко не всегда обоснованы.

«Уровень жизни зависит прежде всего от уровня развития экономики. А это — конкурентоспособность экономических операторов, компаний и так далее. Да, конечно, в „старых“ странах ЕС возникают определенные проблемы. Там появляются рабочие из „новых“ стран ЕС. Некоторые компании из Западной Европы переносят производство в Восточную Европу. Но негативное влияние этих процессов не так велико, как те выгоды, которые в итоге получила экономика Европы от объединения», — считает заведующий кафедрой европейской интеграции МГИМО Николай Кавешников.

Стоит напомнить, что в самой Германии за Гюнтером Эттингером давно закрепилась слава политика, склонного к резким и даже провокационным заявлениям. Так, в апреле 2007 года в стране разгорелся нешуточный скандал после того, как Эттингер на похоронах бывшего премьер-министра федеральной земли Баден-Вюртемберг Ханса Филбингера назвал покойного «борцом против нацистского режима».

Парадокс ситуации заключался в том, что Филбингер в свое время был вынужден уйти с премьерского поста после того, как вскрылись, мягко говоря, сомнительные факты его военной биографии. Из них явствовало, что «борец с нацизмом» в последние месяцы Второй мировой войны подписывал смертные приговоры военнослужащим вермахта, самовольно покинувшим его ряды.

В итоге Эттингер был вынужден извиниться, однако осадок, как говорится, остался.

А в сентябре 2011 года Эттингер породил бурю уже в Европарламенте, заявив, что страны-члены Евросоюза, обремененные чрезмерными долгами, должны наполовину приспустить свои флаги на флагштоках перед официальными зданиями ЕС в Брюсселе.

Флаги приспущены не были, а еврокомиссару вновь пришлось оправдываться за свои слова.

Петр ИСКЕНДЕРОВ

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: РГРК «Голос России»
Распечатать страницу