Природоохранная безопасность Северного Ледовитого океана

22.07.13
О книге

Природоохранная безопасность Северного Ледовитого океана

Эксперты МГИМО: *Малеев Юрий Николаевич, д.юрид.н., профессор, Рубен Каламкарян

В издательстве Springer вышла монография «Environmental Security in the Arctic Ocean» («Природоохранная безопасность Северного Ледовитого океана») под редакцией профессора кафедры международного права Александра Вылегжанина и директора программы «Арктическая геополитика» Кембриджского университета, профессора Пола Беркмана. О книге — в рецензии профессора кафедры международного права Юрия Малеева и ведущего научного сотрудника Института государства и права РАН Рубена Каламкаряна.

Повышенный интерес к Арктическому региону проявляют сейчас не только государства, чьи границы выходят к Северному Ледовитому океану (СЛО), но и государства, географически весьма удаленные от этого района мира. Объясняется это рядом причин: желанием инвестировать в разработку минеральных природных ресурсов дна СЛО; возможностями участия в использовании морских живых ресурсов; интересом к управлению трансарктическими транспортными потоками; стратегической заинтересованностью в сохранении уникальной природной среды СЛО и др.

Перспективность использования Арктического региона в указанных целях, которая может материализоваться в связи с прогнозируемым глобальным потеплением и таянием льдов в СЛО, приобретает всемирное значение. В то же время остаются не вполне решенными вопросы международно-правового положения некоторых районов СЛО, не четко определены подходы к вариантным правовым решениям соответствующих региональных вопросов.

Вопросам защиты арктической окружающей среды был посвящен ряд международных научных конференций и рабочих групп по обозначенной теме, состоявшихся в 2008–2012 годах в Великобритании, Канаде, США. По итогам этих научных конференций международным издательством «Шпрингер» (Springer) издана рецензируемая монография — «Природоохранная безопасность Северного Ледовитого океана (Environmental Security in the Arctic Ocean)» — под редакцией профессора Александра Вылегжанина, заведующего кафедрой международного права МГИМО, заместителя председателя СОПС по науке, и профессора Пола Беркмана, директора программы «Арктическая геополитика» Кембриджского университета, лауреата премии Фулбрайта.

В юридической литературе (в том числе и в рецензируемой книге) легитимным признается тот факт, что пять арктических прибрежных государств, территории которых замыкают Северный Ледовитый океан (Россия, США, Канада, Дания, Норвегия), обозначили регионе не только те морские районы, которые находятся под их суверенитетом, но также и 200-мильные исключительные экономические зоны, в которых они реализуют, согласно современному международному праву, свою целевую юрисдикцию и суверенные природоресурсные права. Другими словами, вся «арктическая пятерка» применила универсальные нормы международного морского права, касающиеся прибрежных морских пространств, для целей уточнения правового положения прилегающих к их берегам ледовых и морских районов.

Что же касается правового режима того высокоширотного района Северного Ледовитого океана, который полностью окружен этими 200-мильными исключительными экономическими зонами, то роль именно этих государств в его уточнении сегодня является определяющей. В условиях Арктики не срабатывают глобальные механизмы, созданные Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года (далее — Конвенция 1982 года), и не только из-за колоссальных отличий ледовых районов Севера от теплых вод Индийского океана. Потому еще, что одно из пяти арктических прибрежных государств не является участником Конвенции 1982 года и не обязано исполнять все конвенционные обязательства. Региональным подходом в этом случае достигается более справедливый результат, чем при избирательном исполнении глобальных предписаний Конвенции 1982 года. Министр иностранных дел Российской Федерации обратил внимание на то, что «укрепление регионального уровня управления в условиях, когда не срабатывают общемировые механизмы, служит своего рода страховочной сеткой».

Высока в этой связи роль арктических государств, сотрудничающих в рамках Арктического совета. В подписанной в 1996 году представителями правительств восьми арктических государств Декларации об учреждении Арктического совета заявлено, прежде всего, о «стремлении к достижению благополучия жителями Арктического региона», к «устойчивому развитию» этого региона, о стремлении «к защите арктической природной среды, включая здоровье арктических экосистем, поддержание биологического разнообразия Арктического региона, сохранение и стабильное использование природных ресурсов». Представители правительств восьми арктических государств, желая «обеспечить регулярное рассмотрение арктических вопросов на межправительственном уровне», заявили, что «Арктический совет учреждается в качестве форума высокого уровня». В качестве его цели в Декларации указано нахождение «способов организации сотрудничества, координации и взаимодействия между арктическими государствами по вопросам Арктики, представляющим общий интерес, с привлечением объединений арктических коренных народов и других жителей Арктики, особенно по вопросам устойчивого развития и защиты арктической окружающей среды». Восемь стран-членов Арктического Совета приняли уже немало юридически значимых документов: Инувикскую декларацию о защите окружающей среды и устойчивом развитии в Арктике (1996 год), Икалуитскую декларацию министров государств-членов Арктического Совета (1998 год), Нуукскую декларацию министров государств-членов Арктического Совета (2011 год), другие международные документы, нацеленные, прежде всего, на региональное сотрудничество в области охраны окружающей среды в Арктике. Отрадно, что научный анализ этих документов представлен в рецензируемой книге.

В первой части книги опубликованы не столько научные, сколько политические констатации — приветствия высоких представителей арктических государств участникам наиболее значимой из таких международных конференций, состоявшейся в 2010 году в Кембриджском университете.

Во второй части книги научно оценены последствия сокращения площади «ледовой шапки в Арктике» и иных климатических изменений в регионе (авторы разделов — профессора Р.Вадхамс, К.Яаловитц, сотрудник аппарата Европейской комиссии Н.Бок и Нобелевский лауреат Р.Корелл).

Третья часть книги посвящена геополитическим аспектам природоохранной безопасности в Северном Ледовитом океане, прежде всего, аналитическим оценкам правовой политики каждого из наиболее влиятельных арктических прибрежных государств в Северном Ледовитом океане: России (Д.Василевская, А.Николаев, Г.Цой), Канады (Д.Райт), США (Р.Арнаудо). Рассматривается также общие для всех арктических стран вопросы правовой защиты жизнеобеспечения коренных народов Севера (П.Кохран), перспективы сотрудничества с неарктическими странами (М.Хейнц), а также роль научного сотрудничества в будущем статусе Арктики (О.Янг).

Четвертая часть книги посвящена исследованию рисков нестабильности в Арктическом регионе вследствие интенсивно происходящих климатических изменений (Т.Койвурова, Л.Бригхам, Р.Блаув, Л.Куллеруд, Р.Хуберт, К.Атланд).

В пятой части анализируются законодательные и инфраструктурные вопросы обеспечения безопасной навигации в Северном Ледовитом океане, в том числе по трассам Северного морского пути (В.Михайличенко, И.Буник, Л.Ларсен, Х.Деггим, А.Краемер).

В завершающей части книги рассматриваются возможные правовые механизмы содействия сотрудничеству в Арктическом регионе и предотвращения конфликтности в условиях растущей экономической деятельности (О.Сток, С.Биграс, И.Винкелман, Д.Джонсон, Р.Фифе, М.Якобсон).

Введение и заключение к книге написаны ее научными редакторами.

Итак, главным в книге представлен природоохранный сюжет, подчеркнута приоритетная, первоочередная ответственность арктических государств за сохранение арктических экосистем, показано, как международное природоохранное право и национальное экологическое законодательство приарктических государств реально сосуществуют и взаимодополняют друг друга.

Вместе с тем, обращает на себя внимание и сравнительно новый вопрос, лишь в общем плане, предварительно поставленный в книге, но развитый, например, в недавно изданной публикации Российского совета по международным делам (Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, сохранения и рационального управления биологическими ресурсами в Северном Ледовитом океане. Гл. ред. И.С.Иванов. Рук. авт. коллектива А.Н.Вылегжанин. М. РСМД. 2012. 88 с.). Речь идет о создании научной концепции международно-правовой обоснованности мер, принимаемых «арктической пятеркой» в целях недопущения нерегулируемых, неподотчетных, неконтролируемых промыслов в центрально-арктическом районе, замкнутом 200-мильными исключительными экономическими зонами этих пяти стран. По сути, предложен уже и договорно-правовой региональный механизм сохранения биоресурсов данного района, который был бы открыт для участия в нем неарктических государств. Об этом, повторим, недостаточно предметно говорится в рецензируемой книге, отражающей главным образом в чем-то различающиеся, в чем-то совпадающие научные оценки современного правового режима охраны окружающей среды в Северном Ледовитом океане.

Признавая безусловную значимость вопросов обеспечения природоохранной безопасности в СЛО, хотелось бы вместе с тем отметить и важность решения других проблем данного региона, в рецензируемой книге никак не комментируемых.

К последним относятся, прежде всего, вопросы определения внешних границ континентального шельфа в СЛО, то есть его разграничения между пятью арктическими прибрежными государствами, уточнения прохождения исходных линий, от которых отсчитывается ширина не только территориального моря каждого из этих пяти арктических прибрежных государств, но и их континентального шельфа.

Очень кратко обозначено в рецензируемой книге законодательное регулирование Россией использования кратчайшего морского пути из Европы в Азию — Северного морского пути — другими государствами, точнее, их судовладельцами (СМП является, напомним, «исторически сложившейся национальной транспортной коммуникацией» Российской Федерации согласно действующему законодательству — ст. 14 Федерального закона от 28 июля 2012 г. №132-ФЗ). Несомненно, этот масштабный вопрос требует сегодня специального предметного научного анализа.

Словом, признавая фундаментальность и обширность политико-правовых исследований 37 иностранных и 6 российских ученых, результаты которых отражены в рецензируемой книге, все же отметим актуальность и других политико-правовых вопросов Арктического региона, которые еще ждут своего теоретического осмысливания и подготовки научных рекомендаций к их практическому решению.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу