Мусульмане в Испании: метаморфозы исторического бытия

22.08.13

Мусульмане в Испании: метаморфозы исторического бытия

Эксперты МГИМО: Хенкин Сергей Маркович, д.ист.н.

Дискуссии о присутствии мусульман в Европе уже давно идут в научных кругах. В этом свете крайне интересен опыт Испании, где отношения мусульман и христиан не исчерпываются современностью. Об этом — в статье профессора кафедры сравнительной политологии Сергея Хенкина.

Резко возросшее присутствие мусульман в европейских странах остро ставит вопрос об их социально-политической роли и порождает широкую общественную дискуссию. Способны ли мусульмане интегрироваться в западные общества или останутся их своеобразной непереваренной частью? Что ожидает Европу — мирное сосуществование христиан и мусульман или конфликт цивилизаций?

В этом свете крайне интересен опыт Испании — единственной европейской страны, часть территории которой расположена в Африке. Пограничные города Испании — портовые города-анклавы Сеута и Мелилья, Канарские острова — одновременно южная граница Евросоюза. В Испании проживает значительная по масштабам мусульманская община, ее взаимодействие с государством и коренными жителями порождает немало проблем.

Примечательно, что история отношений мусульман и христиан в этой стране отнюдь не исчерпывается современностью. Проникновение мусульман в Испанию началось еще в VIII в. В течение семи столетий они владели вначале почти всей ее территорией, а затем отдельными частями. Испания — единственная страна в Европе, где в средние века мусульманская и христианская общины мирно сосуществовали, хотя этот мир перемежался с ожесточенным и кровопролитным противостоянием. Конечным результатом стало изгнание мусульман из Испании в ХVI-ХVII вв. Современная мощная волна мусульманской иммиграции сюда рассматривается некоторыми исламскими радикалами как «возвращение на свою землю».

В условиях нынешней острой полемики между сторонниками и противниками диалога христиан и мусульман богатый и крайне неоднозначный опыт средневековой Испании чрезвычайно актуален. И «толерантные», и «отторгающие» находят в нем подтверждение собственной позиции, используя как важный инструмент в политической и идейной борьбе.

В испанской историографии полярные позиции представлены двумя известными учеными — Америко Кастро и Клаудио Санчес-Альборносом, вокруг которых группируются приверженцы обоих лагерей. А.Кастро глубоко позитивно оценивает мирное сосуществование христиан, мусульман и иудеев в средневековой Испании, видя в нем фактор, способствовавший формированию испанской идентичности. Напротив, К.Санчес-Альборнос полагает, что Реконкиста спасла Испанию, мусульмане были изгнаны «во благо страны, ее духовной и материальной жизни».

Полная версия статьи

«Новая и новейшая история», 2013, №4, июль–август

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: «Новая и новейшая история»
Распечатать страницу