«Абэномика» и азиатский регионализм

28.08.13
Эксклюзив

«Абэномика» и азиатский регионализм

Эксперты МГИМО: Арапова Екатерина Яковлевна, к.экон.н.

Преподаватель кафедры английского языка №3 и кафедры связей с общественностью, кандидат экономических наук Екатерина Арапова — о том, что повлечет за собой реализация экономической политики премьер-министра Японии Синдзо Абэ.

23 июля 2013 года в ходе 18-го раунда переговоров в рамках Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП) в Малайзии Япония стала полноправным 12-м участником инициативы наряду с Австралией, Брунеем, Новой Зеландией, Канадой, Чили, Малайзией, Мексикой, Новой Зеландией, Перу, Сингапуром, Вьетнамом и США.

Данная мера — еще один важный шаг в реализации экономической политики премьер-министра Японии Синдзо Абэ, ключевыми составляющими которой стали увеличение денежной массы в экономике, расширении государственных расходов и проведение структурных реформ, с помощью которых премьер-министр планирует выйти на 2-процентный уровень инфляции и повысить производительность.

Важную роль в достижении поставленных целей премьер-министр отводит интенсификации экономических отношений со странами-партнерами по региону, что подтверждается рядом действий, предпринятых Японией в данном направлении в 2013 году.

Еще в начале года Япония заявила о своем стремлении расширять инвестиционное взаимодействие со странами АСЕАН. В результате в марте 2013 года рядом японских банковских институтов (Hokuto Bank, Ltd., Shonai Bank, Ltd., Joyo Bank, Ltd., Chiba Kogyo Bank, Ltd., Juroku Bank, Ltd., Awa Bank, Ltd., and Daisan Bank, Ltd.) было подписано соглашение с крупнейшим банком Индонезии Bancode Oro Unibank об оказании финансовой поддержки средним японским предприятиям, действующим на территории Индонезии.

26 июля 2013 года Центральный Банк Японии объявил о заключении соглашения с органами денежно-кредитной политики Сингапура об открытии последними кредитной линии японским компаниям, осуществляющим свою деятельность в Сингапуре, под залог японских государственных облигаций. Япония занимает активную позицию в ходе переговоров в рамках инициативы Регионального всестороннего экономического партнерства (РВЭП), объединяющего государства АСЕАН+6 (10 стран АСЕАН, а также Японию, Китай, Республику Корея, Австралию, Новую Зеландию и Индию), а месяц назад присоединилась в качестве полноправного участника к переговорам в рамках ТТП.

Очевидно, что для Японии сближение и расширение торговых, инвестиционных и финансовых связей с региональными партнерами выступает стратегическим приоритетом, однако какое влияние может такая активность оказать на развитие региональных интеграционных процессов?

С одной стороны, интеграционные тенденции «снизу», подкрепленные инициативой «сверху», не могут не способствовать ускоренному движению в данном направлении. Многие государства АСЕАН не меньше Японии заинтересованы как в привлечении инвестиций, так и в расширении деятельности собственных компаний за рубежом.

Тем не менее, очевидно, что Японию на сегодняшний день гораздо сильнее интересует расширение двустороннего взаимодействия и участие в многосторонних партнерских инициативах, нежели формирование полноценного интеграционного объединения внутри Восточной Азии, в частности в формате АСЕАН+3. Страна заинтересована в привлечении иностранных инвестиций, расширении инвестирования японскими компаниями в экономики стран региона и географии сбыта, при этом в какие именно государства будут инвестировать японские корпорации, откуда будут устремляться иностранные инвестиции в Японию и кто станет источником денежной массы, которой необходимо насытить японскую экономику, — вопрос второстепенный.

Япония принимает активное участие во всевозможных региональных инициативах в рамках всего АТР, что в некоторой степени может осложнить процесс формирования Восточноазиатской зоны свободной торговли в формате 13 государств. Связано это в первую очередь с настороженностью Китая в отношении японской экономической политики. Во-первых, в Китае нередко высказываются предположения, что за активизацией внешнеэкономических процессов и насыщением японской экономики деньгами стоит стремление к наращиванию военного потенциала, что китайская сторона не может не воспринимать как скрытую угрозу. Во-вторых, несмотря на то, что большая часть мирового сообщества позитивно оценивает параллельное существование и развитие РВЭП и ТТП, как тенденции, не противоречащие друг другу, присоединение Японии к ТТП 23 июля может быть расценено китайской стороной как формирование альянса Япония-США, целью которого является противодействие нарастающему влиянию Китая в Восточной Азии.

Однако если отбросить политическую подоплеку происходящих событий и исходить исключительно из экономических последствий политики, проводимой Синдзо Абэ, можно сказать, что она будет значительно способствовать укреплению интеграционного объединения АСЕАН-Япония, расширению двустороннего партнерства между Японией и другими государствами АТР, а также, что особенно важно, формированию предпосылок развития финансовой интеграции между Японией и пятью наиболее развитыми государствами АСЕАН.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу