Миграция: станет ли опыт Швейцарии примером для остальной Западной Европы?

29.08.13
Эксклюзив

Миграция: станет ли опыт Швейцарии примером для остальной Западной Европы?

Эксперты МГИМО: Апанович Мария Юрьевна, к.полит.н.

В конце июля Федеральная миграционная служба Швейцарии опубликовала очередной ежегодный доклад, в котором отражены изменения, произошедшие в миграционной политике страны за последний год. Заместитель начальника Отдела экспертизы и координации двойных и англоязычных магистерских программ Управления магистерской подготовки Мария Апанович считает, что некоторые из швейцарских нововведений определенно будут взяты на вооружение другими государствами Западной Европы.

Что же нового содержит доклад за 2012 год по сравнению с предыдущим документом?

Во-первых, представители властей и бизнес-сообщества обсудили на совместной конференции план по интеграции иностранных работников на местах (планируемые сроки реализации проекта — до 2016 года). Бизнес в первую очередь заинтересован в получении прибыли от наемного труда, в том числе иностранного, а поэтому и в создании условий, способствующих более быстрой адаптации мигрантов, что будет напрямую отражаться на их эмоциональном состоянии, а следовательно, и на качестве труда.

Во-вторых, успешной признана публикация (в августе 2012 года) информационного буклета для мигрантов, который содержит ответы на все основные вопросы, связанные с интеграцией в принимающее общество. Буклет стал не просто очередной рекламной брошюрой, а полноценным изданием, которое распространяется в странах, откуда приезжают мигранты, а также доступно в сети.

В-третьих, в ближайшие несколько лет особое внимание будет уделяться эффективному рассмотрению прошений о предоставлении убежища. В качестве ответа на последние тенденции по увеличению притока беженцев, данный вопрос выделен в отчете. Примечательно, что он назван одним из приоритетов, в то время как традиционно Швейцария делала упор на привлечение трудовой миграции (в частности, высококвалифицированной).

В-четвертых, с 1 июля 2012 года вступил в силу новый план по регулированию предоставления убежища. Документы мигрантов из безвизовых европейских стран рассматриваются теперь в течение 48 часов, что сильно ускорило процедуру.

В-пятых, депортация нелегальных иммигрантов приобрела более централизованный характер: она была перенесена исключительно в аэропорты Цюриха и Женевы.

В целом, согласно статистическим данным, количество мигрантов в стране (тех, кто получил легальный статус) сейчас составляет 1,82 миллиона, т. е. более 23% от общего числа населения. За последний год 26 тысяч человек обратились с просьбой о предоставлении убежища (среди стран лидируют Эритрея, Нигерия, Танзания, Сербия и Афганистан). По сравнению с отчетом за 2011 год, в 2012-м доля выходцев из неевропейских государств выросла на 0,9%, из европейских — на 4,1%. В 2012 года 64% мигрантов прибыло в Швейцарию из стран ЕС (104 350 человек) по линии трудоустройства. В целях сдерживания потоков прибывающих работников в 2012 году действовала квота — не более 5000 краткосрочных разрешений на работу и не более 3500 долгосрочных (для граждан третьих стран). 85% всех прибывших по линии трудоустройства обладали высокой квалификацией.

Одним из важных событий стало проведение первой конференции, посвященной развитию изучения мигрантами государственного языка Швейцарии (одного из трех, в зависимости от кантона). Согласно плану на 2013 год, более 800 учителей будут задействованы в программе развития данного направления. Язык по праву считается первым важным шагом на пути к успешной интеграции.

Другим знаковым маркером миграционной ситуации в стране является вопрос о беженцах и временных переселенцах. Количество прошений о предоставлении убежища в 2012 году увеличилось на 27% по сравнению с предыдущим годом и стало самым высоким с 1999 года. При этом за прошедший год более четырех тысяч человек были возвращены на родину в рамках соответствующих программ. Если рост продолжится и в 2013 году, то пункты приема и размещения мигрантов не будут справляться с потоками, за этим последует явное недовольство коренного населения, которое будет обеспокоено вопросами безопасности.

Отчет Федеральной миграционной службы изобилует положительными примерами и описанием новых мер и программ, которые направлены на гармоничное развитие миграции (извлечение экономической выгоды в области привлечения зарубежных специалистов различных категорий в зависимости от потребностей рынка) и их интеграцию в принимающее общество.

При всем стремлении швейцарских властей содействовать адаптации мигрантов, уже в августе разразился очередной миграционный скандал, получивший огласку как в национальных, так и в международных СМИ. В городе Бремгартене (недалеко от Цюриха), где летом был открыт центр по размещению мигрантов, подающих прощение о предоставлении убежища, местные власти запретили последним посещать общественные места (бассейн, детские площадки и т. д.). В общей сложности 32 «зоны» объявлены свободными от беженцев. Мигранты, по сути, оттеснены от общения с обществом, они замыкаются на своих соотечественниках и не имеют возможности эффективно интегрироваться. Более того, запреты отчетливо показывают отношение к ним коренного населения, а следовательно, даже в случае положительного решения по прошению о предоставлении убежища у мигранта нет мотивации становиться частью общества, изначально настроенного враждебно против него. Получается «эффект гетто», причем одно «гетто» (временный пункт содержания мигрантов) провоцирует создание следующего («гетто тех, кто недавно получил статус временного жителя») и т. д.

Одним из СМИ, которое обратило внимание на небольшую новость из провинциального швейцарского города, стала британская газета The Independent, которая вышла с весьма провокационным заголовком. За ней последовали и другие. Британия, где количество мигрантов растет из года в год, очень трепетно относится к «миграционным» новостям с континента, поэтому, скорее всего, политические решения там будут тщательно взвешиваться для недопущения в британском обществе подобного конфликта.

Подобные меры создают прецедент как в Швейцарии, так и на европейском пространстве в целом. Очевидно, что опыт Бремгартена будут использовать в своей риторике политики, выступающие за ограничение миграционных потоков.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу