Христианство на Кавказе

04.09.13

Христианство на Кавказе

Эксперты МГИМО: Волхонский Михаил Алексеевич, к.ист.н.

Программа посвящена истории православия на территории Северного Кавказа и Закавказья, а также современным тенденциям развития православных церквей и межконфессиональному взаимодействию.

Автор и ведущий — Олег Кулинич.
Гость в студии: Волхонский Михаил Алексеевич — кавказовед, старший научный сотрудник Центра кавказских исследований МГИМО МИД РФ.

Олег Кулинич: Мы сегодня будем исследовать одну из интереснейших тем, которая затрагивает весь Кавказ. Дело в том, что Северный Кавказ в последнее время принято ассоциировать с исламом. Но Кавказ является одной из древнейших колыбелей христианства в России. Предлагаю об этом поговорить в нашей программе. Христианство на Кавказе — об этом мы будем беседовать с нашим постоянным экспертом Михаилом Волхонским.

Интересная получается ситуация. Мы Кавказ ассоциируем с исламом, а у Кавказа есть одновременно древнейшие христианские корни. Сейчас предлагаю углубиться в истории. С чего начиналось христианство на Кавказе?

Михаил Волхонский: Это тысячелетняя история христианства на Кавказе. Началась она с времен первых апостолов. Известно, что на Кавказе проповедовали сразу пять апостолов Христа: Андрей Первозванный, Матфей, Варфоломей, Фаддей, Иуда Фаддей. Они все действовали в разных регионах Большого Кавказа и оставили после себя те семена, которые потом выросли в Армянскую церковь, Грузинскую и Аланскую церкви.

Первоначальный мощный импульс исходил из Армении. Именно в Армении благодаря деятельности святого Григора Просветителя возникла первая церковная организация, откуда уже начали в разные стороны Большого Кавказа идти миссионеры. Армянские и грузинские историки до сих пор спорят, кто кого просвещал. Но можно сказать, что первоначальный импульс христианизации Грузии шел из Армении. Конечно же, святая Нина, которая крестила Грузию в 326 году, выступает как самостоятельная историческая личность, но с другой стороны, в армянских источниках есть сведения, что именно Григор Просветитель послал ее туда.

Другой очаг христианства, который тоже зажгла Армянская церковь, это Албанская церковь. Существовала Кавказская Албания — древнее царство. В 313 году албанский царь Урнер прибыл в Армению и был крещен там вместе со своими приближенными. С этого момента начинается история христианства на Южном Кавказе (территория современного Азербайджана).

Именно оттуда христианство постепенно начало распространяться на Северный Кавказ, на территорию современного Дагестана. Армянские историки Мовсес Хоренаци и албанский историк Мовсес Калантуаци оставили свидетельства о том, что один из первых епископов Албанской церкви святой Григорис в 330–337 годах пытался проповедовать среди кочевников.

Проповедь и распространение в Дагестане связана с именем Месропа Маштоца — создателя армянской азбуки. Он прибыл в Албанию, в предгорья, где язычество пустило сильные корни. Он смог создать албанский или агванский алфавит. В 1996 году была сделана находка. В Синайском монастыре святой Екатерины грузинские исследователи нашли полимсест, на котором были записаны грузинские тексты, но при исследовании оказалось, что они были записаны поверх стертых текстов на албанском языке богослужебных книг. Это позволило к 2009 году расшифровать древний язык. Таким образом мы прослеживаем путь христианства от Армении через Кавказскую Албанию в горы Дагестана.

Что касается Северного Кавказа, то первая миссия, которая нам известна, это шестой век, 522 год. Один из древних сирийских авторов упоминает, что епископ Арана (область Кавказской Албании) вместе с семью священниками прибыл на Северный Кавказ, в область, где были расселены гунны. Под гуннами древние авторы понимали кочевнические племена. Сейчас археологи и историки их идентифицируют с савирами. Епископ прибыл туда, чтобы духовно утешать и окормлять пленников, которых савиры захватывали в ходе своих походов в Закавказье. Одновременно он начинает проповедовать среди гуннов. Он переводит на гуннский язык Евангелие. Это первое свидетельство о христианской проповеди на Северном Кавказе.

Была и другая линия распространения христианства, связанная с Грузинской церковью. Грузинская церковь, приняв импульс христианства от Армянской церкви, быстро становится самостоятельной. Христианство в Грузии утверждалось очень нелегко. Тем более, что речь шла не только о борьбе с местными языческими культами, но также с зороастризмом. Это очень древняя дуалистическая религия. Она была государственной религией в Сасанидском Иране. Вообще, в это время Южный Кавказ был яблоком раздора между супердержавами — Византийской империи и Сасанидским Ираном.

Аудио

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: РГРК «Голос России»
Распечатать страницу