ЕС займется латанием собственных бюджетных «дыр»

30.09.13

ЕС займется латанием собственных бюджетных «дыр»

Эксперты МГИМО: Кавешников Николай Юрьевич, к.полит.н.

Дефицит бюджета Евросоюза в 2013 году достигнет 20 млрд евро: почти в два раза выше аналогичного показателя 2012 года. Это означает закрепление крайне опасной тенденции и установление нового печального рекорда: в 2012 году бюджет ЕС впервые стал дефицитным. Самое же главное состоит в том, что встает вопрос о финансировании многих программ и проектов, в том числе социальной направленности

Итак, руководство Евросоюза, столь активно требующее от «проблемных» стран соблюдать бюджетную дисциплину, вновь вынуждено отчитываться о собственных неудачах. Это стало ясно в ходе состоявшейся в конце минувшей недели в Брюсселе встречи представителей Еврокомиссии, комитета Европарламента по бюджету и председательствующей в настоящее время в ЕС Литвы.

Конкретный расклад выглядит следующим образом. В бюджете ЕС на текущий год осталось примерно 30 млрд евро. Между тем, Еврокомиссия еще должна профинансировать проекты и программы на общую сумму в 50 млрд евро. В минувшем году ситуация была аналогичная, правда, расходы не сошлись с доходами «всего» на 11,2 млрд евро. Соответствующие «долги» страны-члены ЕС в конце концов согласились погасить уже в текущем году двумя траншами. Второй транш, правда, еще должен поступить на счета ЕС в конце октября.

Однако исправить ситуацию текущего года будет уже гораздо сложнее. К тому же, согласно правилам самого Евросоюза, если какое-либо финансово-экономическое явление повторяется на протяжении двух временных отрезков подряд, следует говорить о тенденции. И она способна превратить Евросоюз на ближайшие годы в «системного» борца с собственным бюджетным дефицитом. Ведь перспективный план ЕС на 2014-2020 годы все еще верстается. И он вполне может превратиться в план даже не «латания дыр», а их автоматического переноса из одного года в другой. Причем дыры будут увеличиваться, поскольку каждый последующий бюджет должен будет гасить долги предшествующего.

Без сомнения, данная ситуация даст немало аргументов тем, кто привык обвинять в финансовых неурядицах на пространстве Евросоюза исключительно брюссельскую бюрократию. Правда, заведующий кафедрой европейской интеграции МГИМО МИД России Николай Кавешников не считает подобный подход объективным.

В беседе с «Голосом России» он призвал не переоценивать роль общего бюджета ЕС в решении национальных проблем стран-членов Евросоюза. Вот как он прокомментировал обвинения, что Еврокомиссия якобы делает недостаточно в плане помощи «проблемным» странам в решении социальных проблем, в том числе по борьбе с безработицей:

«От таких высказываний я бы резко отмежевался. Руководители ЕС много делают в рамках тех полномочий, которые им сами государства и передали. Делать больше им никто не позволит. Чуть только они начнут делать что-то сверх того — их сразу же обвинят в превышении полномочий».

Действительно, бюджет ЕС как организации составляет примерно 1% от совокупного валового внутреннего продукта (ВВП) стран-членов этой организации. А их собственные национальные бюджеты составляют порядка 40% ВВП. Так что напрашиваются следующие выводы: антикризисные возможности национальных правительств в ЕС в 40 раз превышают возможности Еврокомиссии.

Это конечно, условно, однако позволяет говорить, по крайней мере, о не меньшей ответственности самих «проблемных» стран за собственные социально-экономические неурядицы.

Впрочем, снимать ответственность с руководства Евросоюза за его провалы тоже нельзя. И дело здесь не только и не столько в бюджетном дефиците у этой организации, но и в ее общей антикризисной стратегии. Именно эта стратегия во многом и породила те социальные проблемы, для решения которых у Брюсселя сейчас не хватает денег, заметил в беседе с «Голосом России» директор российского Института проблем глобализации Михаил Делягин:

«Для того, чтобы поддержать население, нужно было спасать не банки, а производства, спасать рабочие места, закрывая спекулятивные операции. Банки — это не синоним производства, в котором заняты люди. Банки — это синоним в значительной степени спекуляций. Можно было пожертвовать значительной частью аппетитов банков, переведя их в сугубо техническую работу по обеспечению кредитования экономики, для того, чтобы спасти население. Но руководители Евросоюза этим путем идти не хотят».

Не менее показательны и конкретные причины, по которым в бюджете ЕС образовался рекордный дефицит. Одна из них — банальная неуплата налогов. По данным самой Еврокомиссии, еще в 2011 году Евросоюз не досчитался 193 млрд евро от сбора налога на добавленную стоимость (НДС). Данные за 2012 пока не обработаны, но вряд ли они станут кардинально лучше.

Комиссар ЕС по налогообложению, таможенному союзу, аудиту и борьбе с мошенничеством литовец Альгирдас Шемета прокомментировал:

«Объемы средств, просачивающихся сквозь налоговые сети, являются абсолютно неприемлемыми, поскольку эти деньги могли бы использоваться для укрепления национальных бюджетов».

Так что проблем внутри центральных институтов самого Евросоюза действительно хватает. И они не сулят экономике континента скорого преодоления кризиса.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: РГРК «Голос России»
Распечатать страницу