В Шанхае открыта свободная экономическая зона

10.10.13
Эксклюзив

В Шанхае открыта свободная экономическая зона

Эксперты МГИМО: Арапова Екатерина Яковлевна, к.экон.н.

29 сентября 2013 года в Шанхае была официально открыта свободная экономическая зона, призванная стать платформой для перехода экономической системы Китая к функционированию на принципах свободного рынка. Об этом — в комментарии преподавателя кафедры английского языка №3 и кафедры связей с общественностью Екатерины Араповой.

Несмотря на существование в Китае значительного числа свободных экономических зон, предполагающих упрощенную процедуру открытия юридических лиц и льготный режим налогообложения, Шанхайская СЭЗ обладает рядом особенностей.

Во-первых, иностранные инвесторы получат более свободный доступ к рынкам, ранее находившимся под особой протекцией государства. Это касается упрощенной процедуры учреждения иностранных финансовых институтов (банков и страховых компаний) на территории СЭЗ и доступа в сферу телекоммуникаций. О своем намерении начать деятельность на территории СЭЗ уже заявили CITIGROUP Inc. и сингапурский DBSBank. Во-вторых, что особенно важно, на территории вновь созданной СЭЗ предполагается свободная конвертация валюты и установление валютных курсов на основе рыночного механизма.

Очевидно, что создание новой СЭЗ увеличит приток в китайскую экономику иностранных инвестиций, поскольку размещение производств на территории Китая означает для иностранных инвесторов свободный доступ и к рынкам факторов производства, и к рынкам сбыта. Создание СЭЗ может способствовать расширению трансграничных торговых и инвестиционных потоков с Японией и Республикой Корея, содействуя ускорению процесса формирования Северо-Восточной зоны свободной торговли. Однако подобный эффект напрямую зависит от того, насколько четко китайскими властями будут определены правила и процедуры ведения коммерческой деятельности и насколько вновь созданная СЭЗ будет «изолирована» от остальной части Китая.

Сегодня многие правовые механизмы функционирования СЭЗ по-прежнему остаются неясными. Основной вопрос, интересующий иностранных инвесторов, — получат ли они возможность поставлять товары, произведенные на территории СЭЗ, по всему Китаю, или им придется ограничиться пределами зоны? Предоставление подобной возможности может повлечь за собой не только ряд видимых преимуществ, но и значительные риски, что связано, в первую очередь, со свободной конвертацией валют на территории СЭЗ.
Долгое время управление курсом национальной валюты (юаня) было одним из главных инструментов внешнеэкономической политики Китая. Монетарные власти страны не раз обвинялись в искусственном занижении курса юаня с целью нарастить объемы экспорта и накопить валютные резервы. Свободная конвертация валюты даже в пределах небольшой экономической зоны при беспрепятственном перемещении произведенных товаров по всей территории страны способна ослабить возможность манипулирования валютным курсом, привести к расширению внутреннего потребления и некоторому снижению экспорта. Таким образом, при принятии окончательного решения необходимо взвесить все потенциальные выгоды и риски, сопоставить ожидаемое увеличение притока инвестиционного капитала и негативный эффект формирования валютного курса на основе принципов свободного рынка.

В краткосрочной перспективе не стоит ожидать значительного притока иностранного капитала, резкого роста производства и экономической активности на территории СЭЗ. Немногие иностранные инвесторы рискнут переориентировать свою деятельность в пользу вновь созданной зоны до тех пор, пока все правила игры не буду четко определены. Ряд иностранных компаний и финансовых институтов уже давно успешно ведут коммерческую деятельность в Гонконге — одном из крупнейших мировых финансовых центров в Азии.

Тем не менее, нельзя и недооценивать значимость проводимых реформ, результатом которых стало открытие Шанхайской СЭЗ. Сама идея создания зоны, на территории которой будут превалировать принципы свободного рынка, способна значительно улучшить отношение инвесторов к проводимой в стране экономической политике и повысить степень доверия.

Дальнейшее поступательное движение в направлении либерализации экономической политики может улучшить конъюнктуру финансового рынка в Китае, а также послужить импульсом к активизации интеграционных процессов в регионе, в том числе поспособствовать более активному развитию финансовой интеграции, а также возврату к идее создания Азиатского валютного фонда и повсеместному использованию азиатской валютной единицы.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу