Общественная география зарубежного мира и России

11.10.13
О книге

Общественная география зарубежного мира и России

Эксперты МГИМО: Горбанёв Владимир Афанасьевич, д.геогр.н., к.ист.н.

В издательстве «Юнити-Дана» вышел учебник «Общественная география зарубежного мира и России», написанный профессором кафедры мировой экономики Владимиром Горбаневым. Автор рассказал «Экспертом МГИМО» об особенностях книги.

— Владимир Афанасьевич, учебник содержит на 450 страницах такое огромное количество самой разнообразной географической, экономической, политической информации, что он становится похожим на справочник. Что все же делает его не справочником, а учебником?

— Этот учебник никак не может быть просто справочником, поскольку он соответствует ГОСТу именно как учебник по специальностям «Экономика», «Социально-экономическая география» и «Природопользование». Другое дело — здесь довольно подробно даются различные разделы географии: экологические, политические, экономические, социальные и др. Это связано с тем, что учебник предназначен, прежде всего, для разных факультетов МГИМО (и других ВУЗов). Например, для экологов важнее экологическая часть, для МЭО — экономическая, для МО — политическая и т.д. Поэтому на разных факультетах, в разных группах приходится делать упор на те или иные разделы.

— Структура глав учебника, как правило, построена следующим образом: первой идет политика (политическая география и становление политической карты региона), затем — собственно география (природные ресурсы), социальная география (население) и, наконец, экономическая география (хозяйство). Почему вы избрали именно такую структуру? Означает ли это, что Вы ставите политические факторы на первое место?

— Ни в коей мере политическую географию я не ставлю на первое место. Просто в учебниках географии страноведческого характера давно сложилась система: политическая карта, население, природные ресурсы, экономические аспекты географии. Даже в школьном курсе имеет место такая же система. Так что здесь я ничего не придумывал, а следовал установившейся традиции.

— Во второй части учебника Вы рассматриваете разные мировые регионы и субрегионы и характеризуете их на примере отдельных стран. Чем определяется выбор стран? Например, почему Вы, описывая Южную Европу, обращаетесь к примеру Италии, а не, скажем, Испании? Почему из стран ЦВЕ Вы выбрали Украину и Чехию, а не Польшу?

— Это очень хороший вопрос. Выбор стран — непростая задача. У меня был принцип — дать ключевые страны в каждом регионе или страны, чем-то выделяющиеся в данном регионе. Если говорить о Западной Европе, то несомненно нужно было брать ведущие страны-члены G-8. Если говорить о Центрально-Восточной Европе, то хотелось взять одну бывшую (и достаточно развитую) социалистическую страну и одну страну из состава СНГ. Так появились Чехия и Украина. Хотя в принципе можно было взять и Польшу, и Венгрию.

— Почему за рамками учебника оказались такие регионы, как Антарктика и особенно Арктика, о необходимости освоения которой в последнее время говорит руководство нашей страны?

— Безусловно, Арктика играет огромное геополитическое и экономическое значение для России, особенно сейчас, во время явного потепления в Арктике. Но дело в том, что я брал укоренившиеся в географической литературе регионы мира (они имеются на цветной вкладке в приложении). Арктика и Антарктика такими регионами не являются. Поэтому специально я их и не рассматривал. Антарктида, в соответствии с Договором от 1955 года, — это наследие всего человечества, она никому не принадлежит, там запрещена всякая военная деятельность, допускаются только научные исследования. Что касается Арктики, то это Северный Ледовитый океан, воды которого являются международными, и прилегающие шельф и часть суши, принадлежащие соответствующему прибрежному государству. Вообще тема Арктики — очень интересная и важная, она заслуживает отдельной монографии.

— В предисловии к учебнику Вы с горечью пишете о росте географической безграмотности как среди студентов, так и среди специалистов. Как, на Ваш взгляд, можно бороться с этим явлением?

— Вопрос о причинах географической безграмотности — очень непростой вопрос, для меня крайне болезненный. Несколькими фразами на него ответить трудно. Этому вопросу у меня посвящена вся докторская диссертация, монография и множество статей. Но если все же попытаться сказать коротко, то виновата в этом, во-первых, сама наука география, которая, к сожалению, потеряла свой объект исследования, а им должна быть, на мой взгляд, окружающая среда. Кстати, об окружающей среде у меня довольно много говорится в учебнике. Во-вторых, виноваты географы, которые плохо пиарят свою науку, которые все время варятся в собственном котле. В-третьих, виновата российская система образования, которая «задвинула» географию в самый дальний угол образовательного процесса. Даже в ЕГЭ география необязательна. А кто ее будет учить, если она необязательна? Наконец, виновато отсутствие современной концепции географического образования в средней школе.

— В чем особенность Вашего учебника по сравнению с другими?

— В учебнике есть несколько новых моментов. В принципе, писать в учебниках о новом не принято — это скорее тема для монографии. Ну да простят меня читатели. Прежде всего, это развитие теории об окружающей среде. Показано, что окружающая среда — это суть взаимодействия природной среды, социальной среды и экономической среды. И именно она является предметом географии. Исследовано различие между экологией и геоэкологией, при этом показано, что экология — это часть биологической науки, а геоэкология — ветвь географии. Рассмотрена модная сейчас концепция устойчивого развития. Показано, что эта концепция — скорее миф, чем научная гипотеза. Правильнее говорить о рациональном природопользовании, концепцию которого, кстати, в середине ХХ века впервые разработали советские ученые.

И второй момент, который мне хотелось бы отметить, — это районирование России. Уже не вызывает сомнения, что старые экономические районы, блестяще разработанные еще в 30-е годы, сегодня уже не соответствуют действительности, тем более в рыночных условиях. Недавно сформированные федеральные округа были выделены волюнтаристски без всякого согласования с учеными, и неудивительно, что Нижневартовск и Новый Уренгой оказались в Уральском округе. Поэтому мной выделены новые районы, учитывающие как физико-географические, так и экономико-географические особенности того или иного района. Другими словами, выделение осуществлялось на комплексной основе. Эти районы имеются в цветном приложении к книге.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу