Каковы конституционные свершения в странах «арабской весны»?

18.10.13

Каковы конституционные свершения в странах «арабской весны»?

Эксперты МГИМО: Рыжкова Екатерина Александровна, к.юрид.н., доцент

Слабость власти в государствах Северной Африки, подвергшихся революционным изменениям в 2010—2011 гг., обусловлена не столько нестабильностью политической обстановки в стране, сколько отсутствием четких правовых основ. Злоупотребление властью лицами, временно осуществляющими руководство страны, недовольство граждан управлением государства и их неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие концепции развития страны приводят к вседозволенности различных радикально настроенных группировок и беспорядкам в стране.

Сторонники запрещенной еще в 1954 г. египетской партии «Братья-мусульмане» готовятся оспаривать новое решение о роспуске ассоциации, которое было озвучено министром общественной солидарности страны Ахмедом Бари на специально созванной пресс-конференции в Каире 9 октября 2013 г. 10 октября в Ливии были похищены премьер-министр Али Зейдан и министр финансов Абдель Карим эль-Киляни. Мир снова готовится к очередному переходу власти в Ливии.

Так в чем же кроются причины нестабильности стран региона?

За любой революцией обычно следует ее законодательное закрепление в виде принятия новой Конституции, по которой население страны намеревается жить в дальнейший период. Так называемый период «арабской весны» был воспринят не только в странах региона, но и за его пределами, как пробуждение национального самосознания жителей, их стремление добиться улучшения ситуации в экономической, социальной и политической областях, закрепив революционные свершения положениями обновленного национального законодательства. Однако итог на этом направлении по прошествии уже более чем двух лет вряд ли может удовлетворить население этих стран.

К сожалению, приходится констатировать, что после революций 2010—2011 гг. граждане государств Северной Африки живут без такого основного законодательного акта, как Конституция, устанавливающего во всех странах основы государственного строя, закрепляющего права и свободы граждан, являющегося базовым документом для всех других национальных законодательных актов.

Революционное движение, начавшееся с Туниса в 2010 г., захлестнуло страны Северной Африки и докатилось до Сирии. В ходе политической борьбы в ряде стран произошло свержение действовавших режимов, к власти пришли новые политические силы. Ранее действовавшие конституционные основы, рассматривавшиеся в середине ХХ века как великое достижение новых освободившихся от колониальной зависимости государств, помогли построить справедливое общество для своих граждан, предоставить им широкий спектр прав и свобод, создать национальную законодательную базу, обеспечивавшую соблюдение этих прав и свобод. Однако сегодня эти положения не применяются, в частности, в Тунисе, Ливии, Египте. Действие Конституций этих государств приостановлено, а новые Основные законы находятся лишь на перманентной стадии проекта.

Вместе с тем, несмотря на политические заявления революционных властей о недопустимости применения старых конституций, действие которых приостановлено, Тунис, Ливия и Египет и граждане этих государств вынуждены уже более двух лет жить по законам старых режимов за неимением нового законодательства, которое должно базироваться на обновленной конституции. Но как долго это будет продолжаться?

Общественность и многочисленные временные власти этих государств последние два года уделяют свое внимание в основном распределению политических ролей внутри государств, на крови устанавливая свои приоритеты. Каждое новое свержение действующего временного режима приводит к аннулированию результатов прежних конституционных реформ. В этой борьбе политические группировки полностью забыли о том, что единственным источником власти в стране является ее народ. Народ, который всеми доступными ему силами старается создать достойные условия жизни для себя и своих детей. Вместе с тем, все конституционные акты периода 2011—2013 гг. исходят не от народа в целом, а от той политической группировки, которой удалось на незначительное время удержать шаткие бразды правления в своих руках и в корыстных целях использовать протестные настроения населения в отношении предыдущих режимов.

Так, действие Конституции Туниса 1959 г. было приостановлено в результате революции 2010—2011 гг. Для подготовки текста новой Конституции 23 октября 2011 г. было созвано Учредительное собрание. На сегодняшний день разработан проект новой Конституции, а страна живет по так называемой «Малой Конституции» — Конституционному закону № 6–2011 от 16 декабря 2011 г., который призван урегулировать лишь политические отношения в стране и вопросы взаимоотношения властей, при этом ни одна из 28 статей этого конституционного акта не посвящена правовому статусу человека и гражданина.

В Египте в 2011 г. была принята Временная конституция, которую сменила новая Конституция, принятая на референдуме 15 и 22 декабря 2012 г. и подписанная президентом Египта Мурси 26 декабря 2012 г., однако, ее действие было приостановлено египетской армией 3 июля 2013 г. после импичмента египетского президента. Таким образом, сегодня в Египте снова нет Конституции, поэтому нет и правовых основ для урегулирования внутринационального конфликта.

В Ливии после кровопролитного свержения правительства Каддафи Национальный переходный совет октроировал 3 августа 2011 г. Конституционную декларацию, которая должна служить временным актом основополагающего характера до принятия на референдуме постоянной конституции государства. Однако до сегодняшнего дня в стране нет не только проекта новой Конституции, но и согласия по поводу назначения членов Учредительного собрания, который должен разработать текст нового Основного закона.

При этом в течение всего периода «независимости» происходит деформация общественного сознания. Достижения национально-освободительной борьбы ХХ века сегодня уже не рассматриваются в качестве основных приоритетов. Сломав старую систему, предоставившую своим гражданам весь комплекс возможностей и прав для достойной жизни, современное общество, направляемое идеологами Запада и Персидского залива, в эфемерной борьбе за политические свободы теряет свою самобытность и достоинство, превращаясь в покорный инструмент идеологической борьбы.

Однако нельзя забывать, что отсутствие национальных конституций не позволяет создать адекватную произошедшим революционным событиям новую законодательную базу. А без нее невозможно развитие политических, экономических, торговых отношений с другими государствами, урегулирование проблемы государственного долга, который усиленно растет в последний период вакуума законодательной национальной базы.

Кроме того, жаждущие власти в странах «арабской весны» политические силы должны помнить, что в государстве, где приоритеты прав человека и гражданина теряются в борьбе за распределение власти, не может быть создано достойных условий для безопасности личности, для свободной жизни каждого.


The Constitutional feats in the Arab Spring countries

The political impotence of the North Africa states that faced revolution movements rise in the 2010–2011 period doesn’t come as much from political instability as from the absence of any adequate legal regulations. The authorities there tend to abuse power even despite the fact that most of them have a limited term in offices, while their citizens have no conception of their authorities’ plans and no confidence in their own future whatsoever. All this provides fertile ground for the radical groups and parties rise to power. For instance, the supporters of «Muslim Brotherhood» party that was originally banned back in 1954 are preparing to contest yet another dissolution of their party that was signed by the Egyptian Minister of Social Solidarity Ahmed Borai on October 9, the next day the Libyan prime-minster Ali Zeidan was abducted only to be released a couple of hours later. The world prepares for a change of power in Libya once again.

But what are the reasons for the continuous instability?

Any revolution is succeeded by legislation steps that are taken by the new government to establish its power. A new Constitution is to be written that will govern all the aspects of the day-to-day life for the years to come. The «Arab spring» period was perceived by many as the awakening of the national identity of the people, the strive for improvement in the economical, social and political shperes that have to be secured by the new legislative initiatives. Yet the actual outcome can hardly satisfy the people of the «Arab spring» countries.

It’s a sad fact that the people of the countries that saw revolutional movements in 2010–2011 are living without the primary source of law — a Constitution that should have established the founding principles of the new regimes, that should have granted people rights and freedoms, that should have established a set of rules for the new legislative initiatives to be accepted.

The revolutional movement started in Tunisia back in 2010 and over a couple of years it managed to reach Syria. In the course of political struggle a new set of regimes have replaced the old even though the legitimacy of those was provided by the existing Constitutions. A Constitution was widely regarded as a universal good in the middle of the 20th century for any of the North African countries that had been suffering from colonial oppression before it was adopted. But today we witness such countries like Tunisia, Libya and Egypt living without one. The existing Constitutions were suspended in all of these countries, as for the new ones they are being «under development» for quite a while now.

The new authorities of these countries state that it’s unacceptable to obey the old laws, since the old Constitutions were suspended, but at the same time for already two years now the citizens of the «Arab spring» countries are forced to obey the old laws since the new ones can only be drafted when a Constitution is in place.

The Tunisia’s Constitution of 1959 was suspended in the course of 2010–2011 revolutional movement. In order to draft a new one a Constituent Assembly was summoned on October 23 2011. While the new Constitution is being drafted Tunisia obeys the so-called «small constitution» — the Constitutional law of December 2011 that regulates different aspect of the political life but at the same time doesn’t go as far as touching upon the rights of citizens.

As for the Provisional Constitution of the Arab Republic of Egypt that was adopted after the referendum of December 15 2012. Next year it was suspended by the Egyptian military on July 3 2013 after they toppled the sitting president Mohamed Morsi. So Egypt has found itself with no Constitution once again at the times it needs it the most, since it could be of great help in settling the domestic conflict that rages on.

In Libya, after the bloody assault on the Qaddafi regime, the National Interim Council has signed on August 3 2011 a constitutional declaration that should have replaced the Constitution for the time a new one is drafted and approved by the forthcoming referendum. But until the present day there’s no Constitution in Libya, as well as there’s no accord on who should be presented in the Constituent Assembly that should be drafting one.

And in the meantime the National identity of the Arab spring countries is being gradually deformed. The fruits of a long fight against the colonial oppression are now all but lost. Now the old beliefs and norms have been broken, the once allowed the «Arab spring» citizens to live a decent life. The citizens of these countries, leading by the U.S. and the Persian gulf propaganda assume that they fight for their political believes, but they are being masterfully manipulated.

But one shouldn’t forget that in the absence of a Constitution there’s no creating new laws that would reflect the latest experience of these countries. In the absence of those you cannot settle any political or financial crisis.

And all those striving for power in the «Arab Spring» countries should remember that a Constitution is the main source of legitimacy, especially when the human rights are a major concern. And any government that is «legit» in the eyes of its own people will be constantly facing all sorts of oppositions.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: «Новое Восточное Обозрение»
Распечатать страницу