Госдолг США: для кого настал час расплаты?

25.10.13

Госдолг США: для кого настал час расплаты?

Эксперты МГИМО: Рыжкова Екатерина Александровна, к.юрид.н., доцент

На днях США в очередной раз подняли потолок бюджетного долга. Правительство может вновь приступить к наращиванию своих долговых обязательств, которые, впрочем, не нуждаются в каком-то дополнительном стимулировании. Мир вздохнул с облегчением, биржевые индексы вошли в норму, за США остается статус надежного плательщика. Однако какова истинная природа такого спокойствия?

Прежде обратимся к некоторым статистическим данным. Более 76% мировой задолженности приходятся на пять ведущих промышленно развитых стран: США, Японию, Германию, Францию, Великобританию. При этом рынок государственных долговых обязательств США является самым крупным в мире. Его объем увеличивается быстрыми темпами и составляет 45% мирового рынка государственных долговых инструментов. Однако необходимо отметить, что на внешнюю задолженность приходится всего 28% долговых обязательств — т. е. порядка 5 трлн. долл., остальные же 72% страна должна частными юридическими и физическими лицами и, в первую очередь, резидентам США.

Одобрив увеличение планки государственного долга, Конгресс согласился с запланированными расходами правительства, хотя это согласие имеет временный характер. Так, новый потолок будет достигнут уже в феврале 2014 г., ибо темпы его роста ужасающи. По сообщению The Wall Street Journal со ссылкой на распространенный 17 октября пресс-релиз американского министерства финансов, государственный долг США официально превысил $17 трлн долл., лишь за один день увеличившись на $328 млрд долл.

Необходимо отметить, что основной поток денежных средств бюджета будет направлен в социальную сферу, которая даже в будущем не принесет никаких доходов для страны. Затраты на экономику составляют лишь немногим более 200 млрд. долл., а 600 млрд. долл. планируется потратить на военные цели. Вопрос: как будут возмещаться Соединенными Штатами столь грандиозные заимствования? Из каких источников правительство планирует компенсировать свои затраты? С точки зрения классической теории финансов в стране должно произойти повышение налогов, рост инфляции или продолжение наращивания государственного долга, оплачивать который уже никто не будет в принципе, хотя официального объявления дефолта не произойдет, а принудить США погасить долги невозможно в силу существующей защитной меры в виде государственного суверенитета.

Однако это лишь видимая часть айсберга. В действительности США рассчитывают на еще один источник доходов. Как не парадоксально он носит военный характер: развитие военно-промышленного комплекса и расширение рынка сбыта собственной военной продукции, увеличение доходов от продажи оружия сторонам вооруженных конфликтов, оплата услуг военных консультантов и миротворцев за счет международных и иностранных фондов, установление военного и экономического господства. Однако, несмотря на эти амбиции, они не приносят тех дивидендов, которые могли бы покрыть военные затраты США или хотя бы приблизиться к их объемам.

Государство, не подвергавшееся внешнему нападению уже на протяжении более чем семидесяти лет (будем считать нападение японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 г. отправной точкой), имеет самый большой в мире военный бюджет и находится в перманентном состоянии военных операций, большинство из которых проводится на весьма удаленных от США территориях и континентах. Примечательно, что в этих условиях камнем преткновения в последнем бюджетном кризисе выступали отнюдь не завышенные военные расходы, а социальная сфера.

Таким образом, вне зависимости от политической принадлежности руководство США признает и приветствует ведение активных дорогостоящих военных действий под прикрытием миротворческих операций с целью извлечения немалого дохода для страны. Не успели утихнуть страсти по бюджету, как тут же представитель Госдепа Джен Псаки в официальном заявлении ведомства выступил с осуждением затянувшейся осады в пригородах столицы Сирии и требованием получения немедленного и полного «гуманитарного доступа» в регион.

Еще в самом начале иракской войны правительство Дж. Буша-младшего утверждало, что расходы на нее покроют доходы от иракской нефти. Такие же прогнозы делались и в отношении войны в Ливии и Сирии. Однако расчеты теоретиков не находят своего фактического подтверждения. Ни один военный конфликт, в разрешении которого участвовали США, не принес до сих пор в бюджет страны ни одного доллара фактического дохода. Американцам приходится надеяться только на долгосрочную перспективу, которая с каждым годом откладывается на неопределенное время. А пока американский налогоплательщик вынужден в ситуации кажущегося благополучия оплачивать затраты на бесполезные войны в странах Востока и вкладываться в эфемерные планы правителей для отсрочки неотвратимого дефолта США, ибо государство никогда не сможет вернуть больше, чем оно производит. Долг США достиг не только 17 трлн долл., но и превысили 106% ВВП, следовательно быстро расплатиться с такой задолженностью государство не может в принципе. И если внешний долг еще может быть прощен Америке, то частному кредитору, физическим лицам и организациям, правительство вряд ли когда вернет причитающиеся им 12 трлн долларов.

Поэтому «благополучие Америки», о котором власти заявили 17 октября 2013 г., слишком шатко. И расплачиваться за грандиозные планы Америки будут именно ее граждане, так грубо обманутые властью.


America’s National Debt: Whose Day of Reckoning Has Come?

In the course of the past few days, the U.S. raised its budget debt ceiling yet again. The government can again start increasing its debt obligations, which, incidentally, do not need any extra stimulation. The world breathed a sigh of relief, stock indexes returned to normal, and the United States held on to its status as reliable payer. But what is the true nature of this equanimity?

Let’s first look at some statistics. More than 76 percent of the world’s debt is situated in five major industrial countries: the U.S., Japan, Germany, France and Great Britain. That being the case, the market for U.S. government debt is the largest in the world. That share is growing at a fast clip and now stands at 45 percent of the world market for government debt instruments. However, it should be noted that foreign debt accounts for only 28 percent of the debt obligations. That’s on the order of $5 trillion. The remaining 72 percent is owed to private entities and, above all, to residents of the United States.

After approving the increase in the national debt threshold, Congress approved payment of planned government expenditures, although this agreement is temporary. So the new debt ceiling will be reached in February 2014 because of the breakneck speed with which the amount rises. The Wall Street Journal, citing a widely distributed Oct. 17 press release from the U. S. Treasury Department, reported that the U.S. national debt officially exceeded $17 trillion, increasing by $328 billion dollars in just one day.

It ought to be noted that the primary revenue stream in the budget will be applied to spending on social services, which will not bring in any revenue for the country, even in the future. Expenditures on the economy total slightly more than $200 billion, and $600 billion will be spent on defence. Question: How is the United States going to pay for such enormous borrowing? What sources does the government plan to tap to cover its outlays? The classical theory of finance says that the country will have to levy higher taxes, accept higher inflation or continue increasing public debt, which would never be paid off, although a default would not be declared. And forcing the U.S. to pay off its debts is impossible because of the protections afforded by state sovereignty.

However, this is only the visible part of the iceberg. In actuality, the United States relies on another source of income. Paradoxically, it is military in nature: development of the military-industrial complex and expansion of the market for domestic military output, revenues from arms sales, payments to military advisers and peacekeepers from international and foreign funds, the establishment of military and economic domination. Yet despite the scope of such transactions, they do not bring returns sufficient to cover the costs of the U.S. military. In fact, they don’t even come close.

A country that has not faced an external attack in more than 70 years (taking the Japanese attack on Pearl Harbour on Dec. 7, 1941, as the starting point) has the largest military budget in the world and is on a permanent war footing. Most military operations are carried out far away from the mainland U. S. It is noteworthy that even under these circumstances, the stumbling block in the last budget crisis was not excessive military spending, but rather social services.

What this means is that regardless of political affiliation, the U.S. government enthusiastically acquiesces in staging costly military activities under the guise of peacekeeping in order to acquire considerable income for the country. There was no time to assuage passions about the budget at the very moment State Department spokeswoman Jen Psaki issued a statement from the agency condemning the prolonged siege around the capital of Syria and demanding immediate and complete «humanitarian access» to the region.

At the outset of the Iraq war, the administration of George W. Bush offered assurances that spending on the war would be offset by Iraqi oil revenues. Similar predictions were made with regard to the war in Libya and Syria. However, the theorists’ calculations are not supported by the facts. Not one military conflict involving the U.S. has brought so much as a single dollar of actual income to the treasury thus far. Americans have to hope for the long term, which is postponed indefinitely every year. Meanwhile, American taxpayers are forced into a situation of apparent prosperity to pay for a useless war in the countries of the East and invest in the ephemeral schemes of their rulers to delay the inevitable default of the United States, because the government will never be able to return more than it produces. U.S. debt not only reached $17 trillion but also exceeded 106 percent of GDP. So just in principle, paying off the national debt quickly can’t be done. And even if America’s foreign debt were forgiven, the government is unlikely to pay back the $12 trillion it owes to private entities.

The «well-being of America» that was declared on Oct. 17, 2013, is not on solid enough ground. And repayment for American boondoggles will fall to the citizens, who have been so rudely deceived by their government.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: «Новое Восточное Обозрение»
Распечатать страницу