Восточная Европа в «предбаннике» ЕС

14.11.13

Восточная Европа в «предбаннике» ЕС

Эксперты МГИМО: Кавешников Николай Юрьевич, к.полит.н.

Решение Еврокомиссии закрыть для Болгарии и Румынии фактически на неопределенный срок прием в шенгенскую зону стал неприятным сигналом в отношении всех восточноевропейских стран-кандидатов в ЕС. И дело даже не в самом решении, а в аргументации, озвученной его представителями. Она носит сугубо политический характер и свидетельствует об оформившемся расколе организации по иерархической вертикали.

То, что далеко не все в Европейском союзе горят желанием двигать на Восток машину евроинтеграции — ни для кого не секрет. Однако вплоть до настоящего времени представители ЕС воздерживались от чересчур откровенных заявлений. Говорилось о неготовности тех или иных государств, необходимости продолжать реформы, о миграционных проблемах, сложной ситуации на внешних границах Евросоюза — перечень можно продолжать. Однако теперь маски политкорректности, похоже, сброшены. Сначала председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу в интервью французскому телеканалу TF1 заявил, что «в будущем году ни Болгария, ни Румыния не войдут в Шенген», поскольку по вопросу присоединения этих стран к шенгенскому соглашению «существует слишком большое сопротивление в ЕС». Баррозу напомнил, что в октябре текущего года против данного шага выступили Германия, Франция и Нидерланды.

А затем официальный представитель Еврокомиссии Фредерик Венсан, вместо того, чтобы попытаться смягчить ситуацию, подлил еще больше масла в огонь, сообщив журналистам буквально следующее: «Мнение Еврокомиссии остается прежним: Болгария и Румыния готовы вступить в Шенген. Но в настоящий момент в ЕС сложилась такая ситуация, вследствие которой Шенгенское пространство не может быть расширено в 2014 году. ЕС не готов к этому». В переводе с дипломатического языка это означает, что и Бухарест, и София провели необходимую подготовительную работу для вступления в шенгенскую зону. Однако руководящая «тройка» ЕС в лице Германии, Нидерландов и Франции (с которой, по некоторым данным, солидарны Австрия и Финляндия) присвоила себе право говорить от имени всего ЕС и дезавуировать прежние рекомендации Еврокомиссии — открывавшие перед болгарами и румынами шенгенские двери при условии выполнения предельно конкретных требований технического характера.

Что и говорить — ситуация скандальная и показательная. Евросоюз открыто демонстрирует намерение менять правила в процессе игры и пересматривать ранее принятые решения в угоду политической конъюнктуре. Одной рукой приглашая делегации республик бывшего СССР на саммит «Восточного партнерства» в Вильнюсе 28—29 ноября, Брюссель одновременно показывает, что ни голос восточноевропейских государств, ни их деятельность по реформированию экономики или правовой сферы не имеют для ЕС решающего значения. Все решает «тройка», исходя из собственных внутриполитических соображений, расчетов и фобий.

Причем, если Болгария и Румыния как члены ЕС, по крайней мере, могут рассчитывать на финансово-экономическое содействие Еврокомиссии или работающего с ней в единой антикризисной связке МВФ, то государствам-участникам «Восточного партнерства» в лице Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украины об этом остается только мечтать. Предлагаемое, в частности, Белоруссии и Украине подписание Соглашения об ассоциации с Евросоюзом не дает Минску и Киеву никаких гарантий в плане их последующего приема в эту организацию — но зато неизбежно ведет к ломке всего складывавшегося на протяжении десятилетий и даже столетий комплекса хозяйственных связей регионального масштаба. Поэтому украинской стороне не стоит обольщаться брюссельскими обещаниями — в том числе, в плане возможности решения энергетических проблем Украины в отрыве от России — напомнил «Голосу России» генеральный директор российского Фонда эффективной политики Кирилл Танаев:

«На сегодняшний день не существует никаких технических и коммерческих возможностей для Украины получать газ в необходимых для страны объемах иначе, как через Российскую Федерацию. Поэтому любые предположения, что можно там, допустим, „перехватить“ немного газа в Европе или где-то еще для „закрытия“ этой проблемы — из области фантастики. Подобные домыслы обычно используются людьми либо некомпетентными, либо заинтересованными».

Согласно расчетам одного из ведущих российских экономистов, советника президента России Сергея Глазьева, неучастие Украины в едином евразийском экономическом пространстве вследствие одностороннего курса на интеграцию в ЕС обойдется в огромную сумму в 250–300 млрд долларов. «В чем политический смысл всей этой кампании? Я не открою тайну, что главный политический смысл втягивания Украину в ассоциацию с ЕС заключается в банальной изоляции от России» — убежден Сергей Глазьев. А вице-премьер в правительстве России Дмитрий Рогозин напомнил, что подписание соглашения об ассоциации с ЕС означает очень длительный процесс, в рамках которого Киев будет выполнять массу обременительных условий, в том числе для своей экономики, не имея перспективы полноценного вступления в ЕС: «Это как не в баню сходить, а как в предбаннике посидеть. Причем всю жизнь сидеть в предбаннике».
Что же касается Белоруссии, то, учитывая нынешний уровень взаимодействия Брюсселя и Минска — там речь может пойти даже не о предбаннике, а о «заднем дворе» Евросоюза. Ведь политика ЕС по отношению к Белоруссии изначально носила противоречивый характер. Она одновременно сочетала, как давление посредством различных «черных списков» белорусских чиновников, так и попытки наладить взаимодействие, в том числе, — по линии программы «Восточное партнерство» — напомнил «Голосу России» заведующий кафедрой европейской интеграции МГИМО МИД России Николай Кавешников:

«Белоруссия в свое время позитивно восприняла все новые сигналы, которые подавал Европейский союз по поводу того, чтобы сотрудничать по линии программы «Восточное партнерство, — хотя и там ситуация очень сложная, а формат участия Белоруссии в данной программе носит очень ограниченный характер. Позиция Запада в целом очень противоречива. Безусловно, ее можно расценивать как попытку вмешательства во внутренние дела. Отношения между Европой и Белоруссией находятся в таком странном и очень напряженном состоянии с середины 1990-х годов».

Даже активно поддерживающая скорейшее заключение Киевом и Брюсселем Соглашения об ассоциации американская газета The Washington Post вынуждена признавать, что Украина «в предстоящие месяцы рискует столкнуться с дефолтом, когда она окажется не в состоянии обслуживать свой внешний долг, и ей потребуется срочная финансовая помощь со стороны МВФ или рынка частного капитала». Об этом ли выборе мечтают восточноевропейцы?

Петр ИСКЕНДЕРОВ

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: РГРК «Голос России»
Распечатать страницу