«Большой Париж»: транспортные проблемы и неблагополучные пригороды

29.01.14

«Большой Париж»: транспортные проблемы и неблагополучные пригороды

Эксперты МГИМО: Обичкина Евгения Олеговна, д.ист.н., доцент

Эйфелева башня, Нотр-Дам и Мулен Руж — символы Парижа, которые каждый год привлекают в столицу Франции больше сорока миллионов туристов. Многие из них ограничиваются лишь визитом в историческую часть города. А ведь это только центр большого объединения пригородов. «Большой Париж» — один из самых масштабных урбанистических проектов нашего времени. Главная его задача — связать жизнь городов-спутников со столицей и создать в каждом из них свой собственный центр

Спецпроект «Огни больших городов». Часть 3.

Париж — пятый по величине город Евросоюза. В исторических границах французской столицы, которые не меняются уже несколько веков, живёт больше двух миллионов человек. Но это — если учитывать только центр городского округа, на окраинах которого больше 11 миллионов жителей. «Большому Парижу» уже больше шести лет — в своё время этот проект запустил бывший президент Франции Николя Саркози. И это решение уже даёт положительные результаты. По мнению многих экспертов, объединение города с его пригородами создаёт на окраине новые рабочие места, культурные и социальные центры. Все новые районы в Париже застраивают по единому стандарту, который предусматривает всё, вплоть до оформления окон и балконов. Но главная особенность города в том, что, несмотря на это, он сохраняет свой исторический облик, считает декан Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Александр Высоковский:
«Единство такого стандарта совершенно не закрывает дорогу для создания образов мерцающего серого города с красивыми деталями. Очень важно, что Париж с точки зрения управления сохраняется в своих границах с 18 века, а всё развитие агломерации идёт за счёт других муниципальных образований, примыкающих к Парижу. Развитие всего этого региона, как бы ни было сложно, какие бы ни были взаимоотношения между различными муниципалитетами, оно идёт синхронизировано — это очень важный результат».

Правда, есть у этой типовой застройки и минусы. Жизнь в разрастающемся городе становится всё более дорогой: снять, а тем более купить квартиру очень трудно, к тому же жилья на всех не хватает. Поэтому многие люди с невысоким достатком, среди которых немало мигрантов, селятся в недорогих квартирах на окраинах. Неблагополучные пригороды, основные проблемы которых — незанятая молодёжь и неадаптированные мигранты, уже несколько десятилетий остаются одним из главных бедствий Парижа, говорит доктор исторических наук, профессор МГИМО Евгения Обичкина:

«Жильё за умеренную плату — в своё время это было огромным прорывом и социальным лифтом, который позволил трудящимся семьям с государственной помощью получить достойное жильё со всеми современными удобствами и отвечающее социальным нормам. Но со временем всё больше в этих кварталах в силу именно доступности жилья и благодаря социальным программам адаптации стали селиться семьи иммигрантов, и в результате облик этих кварталов изменился, они превратились в настоящие гетто со всеми вытекающими последствиями, с очень серьёзным социальным неблагополучием».

Градостроительная составляющая проекта «Большой Париж» остаётся пока без внимания. Все усилия урбанисты бросили на решение транспортной проблемы. Ещё десятилетие назад Париж был европейским рекордсменом по числу пробок. Сейчас, помимо введения по всему городу платных парковок, здесь строят эстакады, подземные тоннели, пересадочные узлы, которые позволяют перемещаться между городами-спутниками, минуя центр Парижа. На выходных многие дороги просто перекрывают для движения автомобилей, и целые кварталы отдают велосипедистам и пешеходам. А старые улицы модернизируют, говорит Евгения Обичкина:

«Обязательно есть островки безопасности, кроме того, выделенные полосы, как сейчас уже сделано в Москве. Но эти полосы трудно пересечь: барьер — это своеобразный надолб, который вы не можете не заметить. Кроме того, очень важно: для того чтобы разгрузить дороги от личного транспорта, очень активно используется выделенная полоса не только для автобусов, но ещё и легальным таксистам разрешают пользоваться этими полосами. Поэтому многие состоятельные люди пользуются, скорее, такси, чем личным транспортом, который они используют, как правило, для того, чтобы только на уик-энд куда-то уехать».

В ближайшие пять лет развитие транспортной системы продолжится. По планам градостроителей, в Париже появятся три новые линии метро, некоторые их участки будут полностью автоматизированы и поэтому смогут работать круглосуточно.

Николя Саркози, давая жизнь проекту «Большой Париж», сказал: «Нас ждёт коллапс, нужно его избежать!» Похоже, Парижу это удалось.

Мария БАЛЯБИНА

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: РГРК «Голос России»
Распечатать страницу