Сербия и ЕС: экономика, политика, эмоции

18.02.14
Эксклюзив

Сербия и ЕС: экономика, политика, эмоции

Эксперты МГИМО: Кудряшова Юлия Сергеевна, к.ист.н.

Преподаватель кафедры экономической теории, старший научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Юлия Кудряшова — о проблемах интегрирования Сербии в Евросоюз.

Брюссель рассматривает интеграцию Сербии в Евросоюз как один из способов обезопасить регион и разрядить затянувшуюся после межэтнической войны 1990-х годов напряженность, которая привела к военному вмешательству. В свою очередь, наряду с первоочередной задачей национального примирения после межэтнических конфликтов, Сербия столкнулись с острейшим экономическим кризисом. Решение этих проблем страна возлагает на Евросоюз. Власти Сербии полагают, что европейская интеграция необходима для преобразования страны и представляет собой единственный путь для окончательной стабилизации в регионе. Европейская комиссия 27 февраля 2012 года приняла решение о придании Сербии статуса кандидата в члены ЕС. 1 марта того же года решением Совета министров 27 государств-членов ЕС Сербии был предоставлен статус кандидата на вступление в Евросоюз.

ЕС требует от Сербии непопулярных уступок по проблеме Косово, призывая Белград принять дальнейшие шаги, направленные на признание суверенитета отделившейся области, которая объявила о своей независимости в 2008 году. Войска НАТО закрыли границу между Сербией и Косово в 2008 году после того, как сербы устроили беспорядки и сожгли таможенные и миграционные посты в двух деревнях — Ярине и Брняке — на севере и западе от Митровицы. В 2010 году пограничный пост в Ярине был взят под контроль силами KFOR НАТО, которыми руководили американские военные. Условием получения статуса кандидата объявлялось обеспечение работы миссии Европейского союза в области верховенства закона (EULEX) и KFOR на всей территории Косова и достижение соглашения о региональном представительстве Косова. В 2011 году контроль над границей между Косово и Сербией ослаб, но ЕULEX и KFOR пытаются сохранять официальное присутствие в Косово. Сербия критиковалась за поддержание и финансирование «параллельных структур» в Северном Косово, в том числе муниципального правительства и полиции, тем самым препятствуя миссии международной администрации EULEX. Баррикадируя дороги и нападая на КПП, сербы использовали непатрулируемые дороги для того, чтобы поддерживать свои «параллельные структуры».

19 апреля 2013 года в Брюсселе Сербия подписала с Косово соглашение о нормализации отношений, позволяющее последнему участвовать в международных конференциях и форумах в качестве самостоятельного участника под своим именем, но с оговоркой: «Это не решает вопрос о статусе Косово и соответствует Резолюции 1244 СБ ООН и определению Международного суда по декларации о независимости Косово». Договор между Белградом и Приштиной регулирует условия проживания и управления территориями на севере Косова, где сербы составляют большинство, и его положения частично удовлетворяют требования Европейского союза. Согласно договору, Сербия отказалась от контроля над северными анклавами. Сербское правительство вынуждено закрыть сербские муниципалитеты и демонтировать остальные сербские учреждения в Косово. Управление в сербских анклавах Косово должно теперь подчиняться Приштине.

Кроме того, стремясь соответствовать требованиям ЕС, власти Белграда выдали Международному суду в Гааге все 47 обвиняемых в военных преступлениях. Румынии Сербия обещала гарантировать права «румынского национального меньшинства», в число которого официальный Бухарест включает не только проживающих в Сербии 30 тыс. этнических румын, но и 40 тыс. сербских влахов.

Прежде чем Сербия сможет вступить в ЕС, от нее требуются дальнейшие эффективные меры в сфере внутренней политики, такие как искоренение коррупции, усиление деятельности по обеспечению правопорядка, укрепление судебной системы и защита прав человека. Согласно международным рейтингам, Сербия занимает одно из худших мест среди европейских стран. Как следует из исследований и отчетов Transparency International, которая составляет, в частности, коррупционный рейтинг, Сербия находится на 72 месте (из 177) по борьбе с коррупцией. По уровню экономической свободы, который совместно рассчитывают Heritage Foundation и The Wall Street Journal, Сербия находится на 95 месте в мире.

Специальный докладчик Евросоюза по Сербии Йелько Кацин разработал план регионализации, в соответствии с которым в составе страны выделяется пять-семь регионов, включая Воеводину и населенный преимущественно мусульманами Санджак. Эти области должны получить максимальную финансовую самостоятельность, свою банковскую систему, свои органы власти. Таким образом, план предусматривает разделение Сербии на конфедерацию по национальному и территориальному признакам. В 2011 году правительство Сербии приняло закон, по которому Воеводина имеет право располагать собственным правительством, банком, проводить собственную бюджетно-налоговую политику. Возможно, одним из условий вступления Сербии в ЕС будет выделение для Воеводины особого статуса «еврорегиона», где европейские институты и законы превалировали бы над национальными.

Для Сербии главная цель вступления в ЕС заключается в модернизации политической, юридической и экономической структур. Основной идеей европейского проекта является развитие правового государства и верховенства закона, что должно обеспечить гражданские свободы, безопасность инвестиций и экономическое процветание страны. Правительство Сербии уверяет, что членство в ЕС является единственным способом сохранить самобытность и в будущем стать субъектом, а не объектом международных отношений. Часть сербского населения, наоборот, опасается, что за вступление в ЕС Сербии придется заплатить национальной идентичностью — и страна превратится в конфедерацию региональных образований, в результате чего будет завершен развал Югославии.

Предполагается, что присоединение к Евросоюзу улучшит уровень жизни в стране. По данным сербского правительства, благодаря подписанию Соглашения о стабилизации и ассоциации сербские экспортеры заработали 1,5 млрд евро за счет экспорта в ЕС. 78% зарубежной помощи Сербия получила от государств-членов Евросоюза. Ежегодно ЕС выделяет Сербии 200 млн евро финансовой помощи. Начиная с 2000 года ЕС предоставил 3,3 млрд евро на различные цели. За последние 12 лет из Европы поступило более 7 млрд евро в виде прямых инвестиций на проведение приватизации. Другой вопрос, что новые промышленные объекты созданы не были, а финансовые средства исчезли. Европейские страны переносят часть своих производственных мощностей на территорию Сербии, но их объемы незначительны и мало отражаются на общей экономической ситуации. В сфере сельского хозяйства, скорее всего, сербы будут вынуждены сокращать посевные площади и объемы продукции по стандартам ЕС, как это происходило во всех странах Восточной Европы.

Президент Николич заявляет, что его задача заключается в том, чтобы сделать Сербию равноправным членом ЕС, не уступая при этом в косовском вопросе. Тем не менее, Николич стремится, чтобы государственные институты Сербии были обустроены по образцу стран Евросоюза. По его словам, если для вхождения в Евросоюз нужно будет отказаться от Косово и вступить в НАТО, необходимо прекращать переговоры. Эту позицию разделяют 37% населения Сербии.

Общественная поддержка вступления в Европейский союз среди сербов колеблется на уровне 48%, в то время как противники составляют 33%, согласно исследованию 2012 года Фонда опросов общественного мнения Ipsos Strategic Marketing и белградской телевещательной компании B92. По данным Центра стратегического маркетинга, поддержка европейского курса никогда не была ниже 46%. Немногим ранее молодые люди были главными сторонниками Европы; они придерживались европейской системы ценностей, выступали за европейский образ жизни. Например, в 2008 году, когда было подписано Соглашение о стабилизации и ассоциации, сербам отменили шенгенские визы, и на сербский рынок пришел Fiat, поддержка ЕС выросла до 65%. В нынешних неблагоприятных условиях поддержка снизилась примерно на 20%. Все больше граждан в возрасте от 18 до 29 лет высказываются против вступления в ЕС (по последним данным, их число составляет 42%, в то время как «за» выступает 41%). Каждый второй студент и старшеклассник — против членства, одна треть — «за». Молодежь считает, что ЕС ограничивается политическими критериями, а их больше интересует возможность обучения, права человека, обмен студентами. Большинство противников ЕС проживают в Белграде. По данным исследования Белградского центра политики безопасности, 47% опрошенных высказались за вступление в ЕС, а среди тех, кому больше 60 лет, интеграцию поддерживает 51%. Люди старшего поколения осознают преимущества Евросоюза — демократию и свободный товарообмен. 44% считают, что ЕС не хочет, чтобы Сербия стала его членом.

Большинство сербов не хотят вступать в Евросоюз ценой потери Косова. Поэтому не последнюю роль сыграл референдум на севере Косово, согласно итогам которого, 99% местных жителей не признают албанские власти и требуют, чтобы Сербия их не бросала. При постановке вопроса, готовы ли сербы для вступления в ЕС отдать Косово, процент поддержки сокращается до 20%.

Тем не менее, в сербской политике некоторые шаги иногда базируются не на политических или экономических соображениях, а на эмоциональном желании отомстить Западу за распад своего государства и утрату на международной арене роли важного регионального игрока. В этой связи особое значение приобретает тот факт, что на европейском направлении сербское руководство пошло на решительные шаги по отказу от суверенитета над частью своей территории, несмотря на заявления о ее культурно-историческом значении. В данной ситуации интеграция в европейские структуры означает признание своих территориальных потерь и примирение с ролью маленького, незначительного государства на периферии объединенной Европы.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу