России стоит признать неизбежность вступления Сербии в ЕС

20.02.14
Эксклюзив

России стоит признать неизбежность вступления Сербии в ЕС

Эксперты МГИМО: Кудряшова Юлия Сергеевна, к.ист.н.

Преподаватель кафедры экономической теории, старший научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Юлия Кудряшова считает, что России следует сосредоточиться на получении максимальной выгоды от вступления Сербии в ЕС.

Значительное число сербского населения (в первую очередь, противники вступления в ЕС) считает, что для Сербии главным экономическим и политическим партнером является Россия. Сторонники курса на Москву полагают, что Россия обладает значительными денежными средствами и не станет накладывать строгих политических и экономических условий, требующихся для членства в Евросоюзе. Россия считается надежным защитником сербских интересов, особенно в отношении Косово, которое сербы называют родиной их нации.

В мае 2013 года в Сочи была подписана декларация о стратегическом партнерстве России и Сербии. В документе провозглашается установление между Россией и Сербией «отношений стратегического партнерства, которые охватывают все сферы взаимодействия, включая политику, торговлю, экономику, культуру, науку, технику и образование».

Основной мотив сближения Белграда с Москвой — экономический. Россия потенциально представляет собой крупный рынок для экспорта сербских товаров, которые на Западе неконкурентоспособны. Экономика Сербии базируется на производстве сельскохозяйственной продукции, основным покупателем которой является Россия. Сербы ежегодно экспортируют в РФ товаров на сумму 800 млн долларов. Хотя Сербия подписала соглашение о свободной торговле с Россией, согласно которому почти 90% продукции подлежит беспошлинному режиму экспорта, сербские производители недостаточно используют эти льготы из-за плачевного состояния местной промышленности. Льготным режимом для Белграда стали пользоваться иностранные инвесторы, открывшие в Сербии производства, специально ориентированные на беспошлинный экспорт продукции в Россию.

Однако в случае вступления Сербии в ЕС Белград не сможет пользоваться договором о свободной торговле с Россией. Интеграция в Евросоюз несовместима с режимом свободной торговли, так как ЕС является единым экономическим пространством, отдельные части которого не могут состоять в сепаратных экономических отношениях и в свободных торговых зонах с третьими странами. Сербия не сможет углублять сотрудничество с Европейским союзом и одновременно рассчитывать на торгово-экономические преференции со стороны России. Хотя режим свободной торговли не играет критически важной роли в экономике ни Сербии, ни тем более России.

Между Москвой и Белградом существует договоренность о строительстве почти 400 км газопровода «Южный поток» на территории Сербии, а также о финансировании ряда проектов в области энергетики, банковской деятельности и инфраструктуры. Основная линия проекта «Южный поток» пройдет через Болгарию, Сербию, Венгрию и Словению, конечная точка — в Италии. В 2008 году был подписан ряд соглашений, включающих строительство на территории Сербии не только газопровода, но и газохранилища. Сербия, будучи важным участником проекта, рассчитывает на существенные выгоды от стоимости газовых закупок и транзита газа.

ЕС категорически против реализации Сербией этого пакетного соглашения. Евросоюз видит в «Южном потоке» и в целом в проникновении России на энергетический рынок Балкан угрозу осуществлению проекта «Набукко» и «энергетической безопасности» ЕС. Еврокомиссия настаивает на том, что «Южный поток» должен подчиняться правилам принятого ею Третьего энергетического пакета. Строящийся газопровод должен стать частью европейской сети, по которой может пойти газ любого другого поставщика.

Согласно этой концепции, построенное «Газпромом» совместное предприятие будет вынуждено отдать операторские функции какой-то независимой компании. Независимый оператор этой сети не должен подчиняться «Газпрому». Кроме того, на пограничных переходах должна быть организована техническая возможность реверса газа. Таким образом, Белград получит от Москвы инвестиции в создание газораспределительной и газотранзитной сети на своей территории и инфраструктуру, которая затем станет частью европейской. Тем не менее, в апреле 2013 года Россия выразила намерение полностью оплатить строительство сербского участка газопровода «Южный поток», которое обойдется в 1,7 млрд евро. Сотрудничая с балканскими странами в энергетической сфере, Россия рассчитывает в долгосрочной перспективе на то, что этот регион, интегрируясь в Евросоюз, станет проводником российского бизнеса на европейский рынок.

В 2009 году российская компания «Газпром нефть» приобрела сербскую государственную энергетическую компанию NIS, которая функционирует не только в Сербии, но и в Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговине. Благодаря этой сделке Россия приобрела возможность осуществлять бизнес-деятельность в вышеперечисленных государствах. Более того, согласно плану роста NIS приняла решение о расширении розничной сети в регионе через инвестиции «Газпрома» в объеме 2 млрд долларов. В 2013 году «Газпром» и сербская государственная компания «Сербиягаз» создали совместную компанию, в которой российский монополист получил контрольный пакет акций. Отдельные сербские политики и экономисты критикуют это решение, утверждая, что в результате Сербия потеряла контроль как над своими газовыми мощностями, так и над распределением газа внутри страны.

В 2012 году Москва и Белград начали сотрудничество по вопросу о разминировании территорий Сербии. Российское правительство выделяет 22 млн долларов на проведение работ по разминированию, проект будет осуществлен в рамках деятельности Российско-сербского гуманитарного центра в городе Нише. Целью сотрудничества является очищение территорий, предназначенных для реализации совместных экономических проектов. Чтобы укрепить обороноспособность Сербии, Белград намерен приобрести в России новые радарные системы и военные самолеты. Кроме того, достигнута договоренность об обеспечении белградского авиаремонтного завода «Мома Станойлович» запчастями к приобретаемой технике, что будет способствовать превращению данного объекта в важный авиаремонтный центр региона.

В январе 2013 года в Москве финансовые ведомства России и Сербии подписали договор о предоставлении сербской государственной компании кредита в размере 800 млн долларов на строительство и модернизацию железнодорожных сетей. Этот кредит будет использован для финансирования десятого коридора панъевропейской транспортной сети. Российский банк ВТБ в 2012 году объявил о своей заинтересованности в финансировании инвестиций в инфраструктуру Сербии и в предоставлении поддержки в сфере приватизации. В 2010 году Россия предоставила Сербии кредит объемом 200 млн долларов на погашение дефицита бюджета и обеспечение регулярной выплаты зарплат и пенсий.

Москва всегда выступала за строгое выполнение Дейтонских соглашений, одним из подписантов которых она является. Политические интересы России до середины 2000-х годов ограничивались, в основном, поддержкой сербской политики в отношении Косово, а также дейтонского статуса Республики Сербской и сотрудничеством в области культуры. России следует продолжать поддерживать в международных институтах, прежде всего в СБ ООН и ОБСЕ, сербские проекты резолюций, которые рассчитаны на удовлетворение интересов Сербии в вопросах ее национальной целостности. Россия также оказывает Сербии гуманитарную помощь. Москва и Белград провели взаимную отмену краткосрочных виз. Затем Москва внесла в отношения с Белградом стратегический аспект, касающийся российской энергетической геополитики.

Кроме того, Сербия приобрела значение в контексте расширения НАТО. В 2007 году Народная скупщина приняла резолюцию, объявляющую Сербию нейтральным государством, которое обязуется не вступать в существующие военные блоки и союзы. Для России важно, чтобы в Североатлантический альянс не вступила ни одна из бывших советских республик, в первую очередь Украина. Прекращение процесса евроатлантической интеграции на сербской границе имеет немалое символическое значение. Помимо этого, Сербия нужна России в качестве нейтрального с военной точки зрения государства, которое будет поддерживать инициативы Москвы на многосторонних форумах. Наши страны имеют близкие позиции по вопросу о европейской безопасности. Сербия получила статус наблюдателя при Парламентской ассамблее ОДКБ. Подобное оформление отношений с Белградом — это большое достижение России для укрепления своего влияния в Южной Европе и построения эффективной организации коллективной безопасности. Москва готова обеспечивать гарантии безопасности Сербии при помощи российских военных и техники. Скорее всего, сближение с Белградом по линии безопасности предполагает размещение союзнических войск на сербской территории и выгодные условия поставки российских вооружений.

Таким образом, избрав более самостоятельный курс в отношении Запада, Белград вновь начал воспринимать Москву как стратегическую альтернативу ЕС и НАТО, а также связывать с ней надежды на преодоление своей политической и экономической деградации. Возникает вопрос, как сербские власти будут реализовывать одновременно два провозглашенных стратегическими направления: интеграцию в ЕС и сближение с Россией, ведь их можно назвать практически взаимоисключающими. Следовательно, одно из направлений представляется стратегическим лишь декларативно.

В своей дальнейшей политике в отношении Сербии Москве необходимо учитывать существующую раздвоенность внешнеполитической ориентации Белграда. Для построения реалистичной стратегии отношений следует исходить не из громких деклараций, а из анализа фактического вклада в конкретное направление сербской политики. В сложившейся ситуации возможны несколько сценариев, которые лягут в основу внешней политики Сербии.

Сербское руководство прилагает значительные усилия для развития интеграции с ЕС: реформирует государственные институты по европейскому образцу, идет на территориальные и правовые уступки; президент объявляет вступление в ЕС приоритетным направлением. Практика показывает, что путь в ЕС лежит через вступление в НАТО. В случае полной интеграции Сербии в западные структуры России останется лишь поддерживать с Белградом экономические связи. Договор о свободной торговле потеряет силу, и российская территория будет рынком для неконкурентоспособной в Европе продукции сельского хозяйства. Привилегии в энергетическом сотрудничестве будут нивелированы законодательством ЕС.

Гипотетически Россия может выдвинуть Сербии жесткие условия невступления в ЕС и НАТО и настоять на интеграции Белграда в Таможенный союз и ОДКБ, используя инструменты давления, опробованные на партнерах по СНГ. Но данный вариант представляется грубым и нереалистичным, шаги по его осуществлению нанесут непоправимый ущерб российскому имиджу.

Наиболее реалистичной и трезвой реакцией Москвы на действия Белграда станет признание неизбежности вступления Сербии в ЕС. Основные усилия Россия должна будет сконцентрировать на сохранении позиции нейтралитета Сербии; необходимо использовать все возможные дипломатические и пропагандистские инструменты с целью препятствования вступлению страны в НАТО. России следует сосредоточиться на получении максимальной выгоды от вступления Сербии в ЕС. Белград должен стать проводником политических и экономических интересов России в ЕС, способствовать режиму наибольшего благоприятствования российскому бизнесу, внести существенный вклад в улучшение имиджа России в Европе.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу